Понятие обязательного пенсионного страхования в российской федерации

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Понятие обязательного пенсионного страхования в российской федерации" от профессионалов для занятых людей. Здесь все полностью и досконально расписано. Если вы не нашли ответа на ваш вопрос, то вы всегда можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Обязательное пенсионное страхование в России

В РФ пенсионное обеспечение действует на условиях системы обязательного пенсионного страхования (ОПС), поэтому оно гарантированно для всех жителей Российской Федерации. Из перечисляемых страховых платежей образуется бюджет Пенсионного Фонда страны, из него зарегистрированным гражданам выплачиваются пенсии, назначаемые в зависимости от поступивших средств на лицевой счет каждого из участников.

Разъяснение некоторых основных понятий ОПС

Обязательное пенсионное страхование — это система мер (правовых, экономических), предпринимаемых государством и предусматривающих компенсацию официального дохода граждан, прежде получаемого ими (до пенсии).

В России исполнение указанных функций осуществляется специальными структурами:

  1. Пенсионным Фондом РФ (государственным).
  2. Негосударственными фондами.

[2]

Персонифицированный (индивидуальный) учет — это процедура сосредоточения и учета на персональном лицевом счете (ИЛС) информации по каждому застрахованному, включая сведения о:

  • его трудовой занятости в виде стажа;
  • осуществленных перечислениях денег для формирования пенсии.

Величина причитающейся получателю выплаты зависит от общего объема накопленных денег. Номер счета (СНИЛС ) каждого получателя указан в страховом документе (свидетельстве).

Соглашение об обязательном пенсионном страховании — это документ, оформляемый между гражданином и негосударственным фондом и предопределяющий при наступлении предусмотренного по сделке случая выплату получателю от НПФ части собранной суммы (накопительной).

Страхователи — юридические организации, индивидуальные предприниматели, производящие перечисление в ПФ страховых платежей за самих себя и за наемных работников (застрахованных).

Структура ОПС

Пенсионное страхование, вовлекающее все категории проживающих в РФ, разделяется на:
  1. Обязательное, которое назначается:
    • при достижении определенного законом возраста (по старости);
    • при установлении группы инвалидности;
  2. При утере кормильца;
  3. Добровольное, предусматривающее платежи, формируемые из сумм, оплачиваемых работодателями, и самостоятельных перечислений граждан.

Пенсионное обеспечение выплачивается получателю в виде установленного размера денег на регулярной основе, при достижении им определенного возраста или в качестве пособия при некоторых обстоятельствах.

Пенсия состоит из частей:

  • фиксированной выплаты, которая перечисляется государством без учета получаемого дохода (заработка) и величины взносов достигшим предусмотренного законом возраста и при наличии у претендента трудового стажа (минимум 10 лет);
  • страховой, определяемой в зависимости от размера оплаченных в ПФ платежей за период ведения гражданином трудовой деятельности, и рассчитываемой как отношение суммы капитала до назначения оплаты и числа месяцев ожидания выплат (252 мес.);
  • накопительной, у граждан 1967 года рождения и моложе, если до 2015 года был сделан выбор в ее пользу.

Субъекты системы пенсионного страхования

Основные элементы системы ОПС представлены:

Внимание! Страхователи или организации и лица, занятые частной (индивидуальной) деятельностью, относящиеся к нескольким категориям, обязаны производить оплату страховых взносов по всем имеющимся основаниям.

Обязанности и права участников системы

Законодательством РФ для участников системы ОПС определены права и ответственность при реализации функций, правила формирования и расходования бюджетных средств фондов, а также правила оплаты платежей (ФЗ об обязательном пенсионном страховании, № 167 от 15.12.2001).

Страхователь обязан пройти регистрацию в качестве такового в ПФ РФ и точно в срок и в полном размере осуществлять оплату взносов.

  1. учитывать и контролировать поступающие средства;
  2. обеспечивать строго целевое направление использования поступлений;
  3. назначать и оплачивать пенсии (страховые, накопительные).

Застрахованные лица имеют право:

[3]

  • вносить дополнительные взносы (сверх обязательной суммы) на накопительный вариант пенсии:
  • получать выписки со своего индивидуального счета.

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Получение страхового свидетельства

Документ о страховании (свидетельство СНИЛС ) желающий может получить самостоятельно или через работодателя.

  • своим паспортом;
  • заявлением;
  • документом о рождении ребенка;
  • свидетельством о регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Дети от 14 до 18 лет могут получить документ в ПФ самостоятельно при наличии у них паспорта.

Содержание договора о пенсионном страховании

Если гражданин для формирования накопительной пенсии выбрал в качестве страховщика НПФ , то между ними заключается договор об обязательном пенсионном страховании.

По условиям договора фонд обязан назначить застрахованному и оплатить ему при наступлении законодательно определенного возраста накопительную долю трудовой пенсии. В случае кончины зарегистрированного лица выплаты производятся в пользу правопреемников.

Текст документа содержит описание личных данных зарегистрированного лица, сведений о страховой ситуации, реквизитов сторон, а также:

Внимание! Соглашение признается вступившим в законную силу от даты поступления перечисленных страховщиком денег на расчетный счет выбранного фонда.

Формирование составных частей пенсии

В системе ОПС страховая и накопительная пенсия формируется главным образом за счет страховых взносов. До 2014 года работодатели уплачивали взносы за сотрудников на оба вида пенсии. Однако до конца 2015 года гражданам было предоставлено право выбора: направлять всю сумму на формирование страховой пенсии или распределить их между страховой и накопительной пенсиями.

Общий тариф для страховых платежей (22%) с учетом выбранного метода распределяется следующим образом:

  • в случае формирования страховой части на оплату базовой доли действующим пенсионерам отводится 6% и на формирование выплаты в будущем самого застрахованного 16%;
  • в случае формирования страховой и накопительной частей пенсии на выплату базовой доли отводится 6%, на формирование выплаты самого зарегистрированного — 10%, на выплату накопительной доли — 6%.

Возможность распределения страховых взносов все еще есть у тех, кто вступил в трудовые отношения и за них впервые начали поступать взносы после 01.01.2014 года.

Читайте так же:  Как оформить полис омс онлайн

Важно! Поступление новых страховых взносов работодателей на накопительную пенсию в системе ОПС было приостановлено по решению государства на период с 2014 по 2020 г.

Граждане, которые сделали выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии, вправе отказаться от формирования накопительной пенсии в любое время. Для этого необходимо подать заявление или поменять решение до конца года, в котором было подано заявление, отозвав его.

Внимание! Государство не производит индексацию накопительной доли выплаты. Инвестирование накопленных средств может носить как прибыльный, так и убыточный характер, что будет отражаться на величине пенсии в будущем.

Оплата и тарифы страховых взносов

Начисление взносов на ОПС производится с учетом предельного размера заработка ( 865000 рублей в 2019 году ). При превышении доходов указанного значения предусмотрен дополнительный тариф (10%).

Важно! Деньги Пенсионного Фонда страны не являются составной частью федерального бюджета и предназначены только для исполнения целевых обязательств.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Существующий в настоящее время мораторий на полноправное пользование и распоряжение пенсионными накоплениями продлен до 2020 г. включительно.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Понятие обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации

В нашей онлайн базе уже более 10821 рефератов!

Навигация
Список разделов
Самое популярное
Новое
Поиск
Заказать реферат
Добавить реферат
В избранное
Контакты
Украинские рефераты
Статьи
От партнёров
Новости
Крупнейшая коллекция рефератов
Предлагаем вам крупнейшую коллекцию из 10821 рефератов!

Вы можете воспользоваться поиском готовых работ или же получить помощь по подготовке нового реферата практически по любому предмету. Также вы можете добавить свой реферат в базу.

УКРАИНСКИЙ INTEL НАГРАДИТ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ЗА НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
О своем намерении поддержать талантливых школьников и студентов заявил украинский офис компании Intel – в уанете появился проект “Интеллектуализация”, в рамках которого идет конкурс лучших практических проектов среди молодежи.
Видео (кликните для воспроизведения).

—>

Понятие пенсионного страхования в российской федерации

Понятие пенсионного страхования в российской федерации

Глава I. Понятие пенсионного страхования в российской федерации

1.1 Обязательное пенсионное страхование

1.2 Добровольное пенсионное страхование

Глава II. Пенсионный фонд российской федерации

2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации

2.2 Уровень пенсионного обеспечения в Белгородской области

Глава III. Система пенсионного страхования в белгородской области

3.1 Структура, результаты работы и уровень пенсионного обеспечения в ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области

3.2 Перспективы улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации

Список использованных источников

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что, пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Четко функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе.

Несмотря на то, что на данный момент система обязательного пенсионного страхования и пенсионная система РФ в целом претерпели кардинальные изменения, а именно: создана система персонифицированного учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина; впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы; обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является ПФР; в отделениях ПФР начали формироваться отделы по работе с обращениями граждан; в октябре 2008 года стартовала новая для России программа государственного софинансирования пенсии; в 2009 году был приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, реформа системы обязательного страхования граждан и модернизация российской пенсионной системы не закончена, а лишь вышла на следующий этап.

Перед государством и ПФР стоит много новых задач и целей для дальнейшей реализации реформ в сфере пенсионного страхования. Все это должно вывести Россию на новый уровень жизни. К тому же на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Российская Федерация является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1,8].

В России можно выделить два основных вида пенсионного страхования:

обязательное пенсионное страхование — включает трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца

добровольное пенсионное обеспечение — включает пенсии, которые выплачиваются за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан.

Обязательное пенсионное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Добровольное пенсионное обеспечение — это формирование пенсионных сбережений в Негосударственных пенсионных фондах за счет дополнительных добровольных взносов работодателей или самих граждан. Условия добровольного пенсионного обеспечения устанавливаются договором между вкладчиком и фондом [14,48].

Степень разработанности темы. Данная тема исследуется в трудах российских авторов, таких как Н.А. Волгин, А.К. Соловьев, Е.Е. Мачульская, Ю.А. Михайленко, Н.А. Кричевский, Д.Г. Александров, П.И. Вахрин, Л.В. Федоров, О.Е. Илюхина, М.Ю. Зурабова, Е.Г. Азарова, К.Л. Астапов, В.Д. Роик, Г.И. Морро и многих других. Существует огромное количество статей и отчетов о работе ПФ РФ, опубликованных в периодических изданиях. К тому же, выбранная тема основывается на постоянно изменяющихся правительственных актов, программах, входящих в политику российского государства по реформированию и улучшению пенсионного обеспечения в России.

Объектом исследования является система пенсионного обеспечения граждан.

Предметом исследования является система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

Цель дипломной работы — изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить систему пенсионного страхования в Российской Федерации.

2. Проанализировать структуру и принципы работы Пенсионного фонда РФ.

3. Определить основные этапы и результаты пенсионной реформы в РФ.

4. Определить уровень работоспособности системы пенсионного страхования в РФ.

5. Сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.

Среди методов исследования выбранной темы можно выделить:

изучение нормативно-правовой базы;

изучение монографических публикаций и статей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Элемент новизны исследования заключается в том, что российское правительство имеет разработанную приоритетную программу повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, также в условиях продолжающейся пенсионной реформы в РФ актуально говорить о совершенствовании пенсионного страхования в РФ. Поэтому за основы исследования можно брать уровень пенсионного страхования в РФ на данный момент, после завершения первых этапов реформы.

В условиях пенсионной реформы изучение системы пенсионного страхования и выявление новых подходов к пенсионному обеспечению граждан с целью улучшения системы в целом является практически и научно значимым.

Данные исследования могут способствовать внедрению новых способов пенсионного страхования и обеспечения граждан, реформированию системы пенсионного страхования, а также улучшению работы пенсионного фонда. К тому же, исследование данной темы может ответить на ряд вопросов, самым главным из которых для граждан является — что выбрать, государственный или негосударственный Пенсионный фонд.

Результатом данного исследования являются обобщающие сведения, выводы по выбранной теме, имеющие практическое значение.

База исследования: ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

пенсионное страхование россия фонд

Глава I. Понятие пенсионного страхования в российской федерации

1.1 Обязательное пенсионное страхование

Проблема содержания граждан, утративших трудоспособность в связи с трудовой деятельностью, существовала во все времена. Их защиту в форме социальной помощи традиционно обеспечивали семья, сельская община, а для ремесленников — корпоративные структуры (цеха, гильдии и т.д.). Кроме того, в письменных памятниках Древнего мира, начала и середины новой эры можно найти упоминания о некоторых элементах страхования жизни на основе временных соглашений, что отмечается, например, при описании законодательства Хаммурапи (около 1800 лет до н.э.), в Библии (Ветхом Завете), деятельности римских профессиональных союзов (коллегий), а также средневекового гильдийско-цехового страхования уставного типа.

В конце XVIII — начале XIX века на смену семьи как главной производственной единицы в экономике, базировавшейся на сельском хозяйстве, простых ремеслах (натуральное хозяйство) и основного источника (и формы) содержания нетрудоспособных, пришло крупное промышленное производство. Перемены, вызванные урбанизацией и индустриализацией общественной жизни, становлением рабочего движения, потребовали новой доктрины социальной защиты взамен ранее существовавшей и основанной на принципах самоподдержки, семейного обеспечения нетрудоспособных и благотворительности. В формировании такой доктрины значительны» вклад внесли: социальные теории протестантов и католической церкви (43-й указ Елизаветы I о борьбе с бедностью 1601 г., папская энциклика «Рерум новарум» 1891 г.); философско-правовые концепции европейских ученых о правовом порядке и правовом государстве (Кант, Гегель, английское фабричное законодательство); разработки французского ученого-гуманиста Е. Клавьера (Проспект относительно введения пожизненного страхования 1788 года) и правовые нормы, предложенные канцлером Германии О. Бисмарком, по организации социального страхования в период 1890-х г. г.

Особенности обязательного пенсионного страхования в России

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование относится к такому виду страхования, которое именуется обязательным. Вот уже на протяжении века на страницах юридической литературы можно встретить подчас противоречивые точки зрения в отношении правовой природы обязательного страхования. Одним из существенных поводов для обсуждения послужило то обстоятельство, что целью обязательного страхования является удовлетворение публичных интересов, в связи с чем некоторые представители финансового права отказали в признании за данным институтом его гражданско-правовой сути. Наиболее радикальные представители такого взгляда сегодняшнего дня, например Е.Ю. Грачева, утверждают, что «возникающие при обязательном страховании общественные отношения являются предметом правового регулирования финансового права», и только собственно «социальное страхование», говорит Е.В. Покачалова, может признаваться комплексным правовым институтом, в том числе имеющим отношение к гражданскому праву.

Во-первых, поясняют ученые, обязательное страхование является институтом публичного права, так как в нем реализуются публичные интересы государства по обеспечению конституционных прав его граждан на социальное (пенсионное, медицинское и пр.) обеспечение [16,17].

Однако публичные, в том числе и конституционно-правовые по своей природе, интересы государства могут присутствовать и в частноправовых отношениях, что, собственно, и образует так называемое отраженное значение публичных интересов для частного права. Например, Г.Ф. Шершеневич отмечал: «Было бы совершенно произвольно утверждать, что отдельное лицо больше заинтересовано в защите своих имущественных интересов, чем жизни, здоровья, свободы… С одной стороны, общее благо разлагается на сумму частных интересов, и это дает основание утверждать, что общественные интересы охраняются правом настолько, насколько они способны обеспечить благосостояние отдельных лиц. С другой стороны, частные интересы находят поддержку в праве и защиту лишь тогда, когда преследование их соответствует общему благу. Частный интерес, не отвечающий видам общества, никогда не удостоится общественной (юридической) охраны. За частными интересами в праве всегда скрывается общественный, а за общественным — частные». Поэтому исследователи в делении отраслей права на публичные и частные обоснованно отказались от использования интересов в качестве основания для деления [18].

Во-вторых, оспаривая частноправовую природу обязательного страхования, определение которого (ст. 927, 935, 936 ГК РФ) и нормы о котором размещены в ГК РФ, нам тем не менее настойчиво предлагается согласиться с публичным характером данных отношений в связи с тем, что ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» относит средства обязательного социального страхования к федеральной государственной собственности.

Факт отсутствия за социальными фондами прав собственника на эти средства не лишает обязательное страхование статуса гражданско-правового института и не придает ему публичного характера. В противном случае сторонникам такого подхода следовало бы пойти дальше в своих размышления и исключить из сферы гражданско-правовых отношений всех тех традиционных его участников, на имущество которых их учредители имеют право собственности и к которым ст. 48 ГК РФ относит государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. А это без малого большинство медицинских и учебных учреждений, не говоря уже о предприятиях [2].

Не случайно дальше в той же ст. 13 Закона об основах обязательного социального страхования законодатель развивает свою мысль о правовой природе средств обязательного социального страхования и указывает, что они должны находиться в оперативном управлении страховщиков, а оперативное управление, как известно, — это ограниченное вещное право, которое является гражданско-правовым институтом (ст. 296 ГК РФ).

Поэтому все без исключения фонды, участвующие в обязательном социальном страховании, имеют своей организационно-правовой формой учреждение, так как на сегодняшний день это единственное лицо, которое, не преследуя цели извлечения прибыли, не наделено правами собственника на закрепленное за ним имущество (ст. 120, 298 ГК РФ).

С другой стороны, если субъектами правоотношения являются некоммерческая организация (учреждение) и страхователь (застрахованное лицо), которые оба не являются субъектами публичного права, то о каком публично-правовом характере обязательного страхования может идти речь. Действительная причина того, что средства обязательного социального страхования отнесены к собственности государства, усматривается нами в частноправовой модели взаимоотношений кредитора и должника, которая объясняется тем, что при создании таким образом несобственника этих средств страховщика выгодоприобретателям была дополнительно предоставлена гарантия исполнения перед ними обязательств в виде возможности получения удовлетворения за счет привлечения к субсидиарной ответственности учредителя страховщика — государства, в платежеспособности которого еще большая уверенность (ст. 120 ГК РФ).

В-третьих, в связи с тем, что страховые взносы, уплачиваемые по обязательному социальному страхованию, установлены федеральным законом и носят целевой характер, был сделан обобщающий вывод о том, что такие платежи хотя и не являются налогами (сборами), но по признаку целеполагания наиболее к ним близки.

В-четвертых, обязательным участником всех отношений по обязательному страхованию предлагается признать государство в лице «его уполномоченных органов», таких как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, и соответственно признать все эти отношения публично-правовыми.

К характерным признакам публично-правовых отношений традиционно относят принадлежность государственно-властных полномочий к одной из его сторон, на что также обращают внимание представители финансового права.

Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации представлена единством трех ветвей одной власти: законодательной, исполнительной и судебной — которая осуществляется через соответствующие данным ветвям власти органы. Следовательно, чтобы утверждение о том, что социальные фонды — это государство в лице его органов, было справедливым, необходимо, чтобы данные субъекты были частью Федерального Собрания (ст. 94, 95 Конституции), или признавались законодательным органом субъекта Российской Федерации, либо входили в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Президентом России (ст. 112 Конституции), или же являлись исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо входили в судебную систему Российской Федерации, которая устанавливается Конституцией и федеральными конституционными законами (ст. 118 Конституции) [1].

Поскольку в систему и структуру перечисленных органов государственной власти социальные фонды не входят, говорить об участии государства в отношениях, стороной которых являются такие фонды, не приходится. А даже если бы и входили, то данное обстоятельство не являлось бы определяющим для подобного рода утверждений, так как хорошо известно о возможном участии государства в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками (ст. 124, 125 ГК РФ).

Несмотря на то, что все эти фонды учреждены государством и преследуют социально значимые интересы, в страховом правоотношении они все же являются субъектами частного права.

Таким образом, обязательное страхование, к которому относится обязательное пенсионное страхование, не имеет публично-правового характера. Это отношения, носящие частно — правовой характер.

В данном определении прослеживаются следующие основные моменты. Во-первых, обязательное пенсионное страхование непосредственно связано и является следствием трудовой или иной общественно полезной деятельности гражданина. Во-вторых, это компенсационный характер обязательного пенсионного страхования, то есть выплата страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования, которая после утраты лицом заработка вследствие нетрудоспособности — наступления установленного законом пенсионного возраста, инвалидности или потери кормильца для нетрудоспособных членов его семьи призвана компенсировать потерю основного источника дохода [19].

Глава 2. Пенсионное страхование на территории Российской Федерации

2.1 Сущность и понятие обязательного пенсионного страхования

Основы регулирования обязательного пенсионного страхования на территории РФ наряду с регулирование правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определением правового положения субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

«Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения» 7 . Субъектами обязательного пенсионного страхования могут быть федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком в обязательном пенсионном страховании является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Другими словами, при неисполнении Пенсионным Фондом РФ своих обязательств перед застрахованным лицом, государство должно будет возместить данному лицу причиненный ущерб (в любом проявлении). Застрахованными же лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Ими могут быть граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

— работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов;

— являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, что в их отношении является немного нецелесообразным;

— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Помимо Пенсионного фонда РФ страховщиками могут выступать негосударственные пенсионные фонды.

Страхователями же являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.

Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок, что считается небольшим недостатком за счет длительных сроков в работе регистрирующих органов:

— для работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств — со дня государственной регистрации по месту их нахождения;

— для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), — со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте — по месту осуществления этой деятельности;

-для физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, — со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).

Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан (Приложение № 1), т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. В его состав включены:

1. страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

2.страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

3. страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

4. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Уплата денежных средств для пенсионного страхования производится в виде страховых взносов. Существует определенный тариф страховых взносов или же размер страхового взноса на единицу измерения базы для их начисления. Можно выделить следующие виды тарифов страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых. семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств (Приложение № 2)

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств (Приложение № 3).

Контроль за использованием средств на обязательное пенсионное страхование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонд РФ на очередной финансовый год, устанавливается норматив оборотных денежных средств. Но, не смотря на свою стабильную деятельность, сроки составления не приносят нужного эффекта. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

Пенсионное страхование в РФ: виды и особенности

Пенсия – это заслуженный отдых человека, который завершил свою трудовую деятельность. В это время он может путешествовать, заниматься любимыми делами. Для того чтобы у него все получалось, было разработано пенсионное страхование в РФ. Что это за процедура, какими особенностями она обладает и какие разновидности имеет, вы узнаете далее.

Основные термины

Пенсионное страхование в РФ – это система различных мер (социальных, экономических, юридических), которые способствуют компенсации выплат, получаемых еще до установления обязательного страхования.

Рассчитывается оно по особой формуле, которая включает не только размер легальной заработной платы, но и общий рабочий стаж. При этом основная часть пенсии не должна быть меньше прожиточного минимума.

Ежемесячно определенный процент вашего заработка отсчитывается в Пенсионный фонд. Причем вы может пользоваться услугами как государственных, так и частных организаций. Однако эти накопления вы не сможете снять в любой момент. Естественно, из этого правила есть свои исключения.

[1]

Разновидности страховки

Существует несколько типов предоставленной процедуры:

  1. Обязательное пенсионное страхование в РФ. Оно предусматривается государственным бюджетом. Благодаря такому страхованию делаются выплаты на похороны умершего пенсионера, а также ежемесячное положенное денежное вознаграждение за труд. Эти средства выделяются из бюджета страны и являются обязательными.
  2. Негосударственное. В этом случае за выплату отвечают частные организации, на счетах которых накапливались деньги, когда пенсионер работал.
  3. Дополнительное. В этом случае вы можете внести на счет определенную сумму денег. Она сохраняется и приумножается. Отчисления могут происходить периодически или же вы кладете всю сумму сразу. После выхода на пенсию вы начнете получать дополнительные средства.
  4. Добровольное. Тут уже инициативу проявляет будущий пенсионер.

Преимущества и особенности государственного страхования

Эта форма, наверное, самая распространенная. Государственное пенсионное страхование в РФ является обязательным. Только поэтому после достижения определенного возраста вы можете не работать, но получать деньги. При этом сумма устанавливается государственным бюджетом и выплачивается из него же.

Достоинством такой системы является то, что страна гарантирует соблюдение прав тех лиц, которые были застрахованы. То есть вы в любом случае получите пенсию. Государство регулирует такие отношения. При этом все субъекты обязаны осуществлять определенные взносы в бюджет страны. Кроме того, общественность может контролировать выполнение обязанностей Пенсионного фонда.

Учтите, что страховать в этом случае должен работодатель. Если он официально платит зарплату, то отчисления в государственный бюджет идут автоматически. Пенсионное страхование в РФ может осуществляться и негосударственными организациями, не привязанными к федеральному бюджету. Этот вопрос стоит рассмотреть подробнее.

Особенности негосударственного страхования

В этом случае бюджет страны не имеет к процедуре никакого отношения. То есть все накопления кладутся на счета частных организаций, которые впоследствии обязаны выплачивать вам пенсию. Негосударственное пенсионное страхование в РФ не очень популярно. Дело в том, что оно обладает определенными недостатками:

  • Высокий риск неисполнения своих обязанностей со стороны организации.
  • Возможность исчезновения вклада.
  • Интересы и права граждан недостаточно защищены.
  • Малое количество информации, которая позволила бы разобраться в работе негосударственных систем страхования.

Внебюджетные фонды могут быть открытыми и закрытыми. Достоинством такой системы страхования является то, что вы сами выбираете наиболее выгодные для вас условия сотрудничества с фондом.

Особенности и преимущества добровольного страхования

Эта процедура очень проста и понятна. Добровольное пенсионное страхование в РФ предусматривает выбор компании и подходящей программы самим клиентом. При этом вы сами решаете, какой процент от заработка будет отчисляться. В соответствии с этим определяется ваша ежемесячная пенсия после завершения трудовой деятельности.

Вносить средства вы можете ежегодно или раз в квартал. Все зависит от условия подписанного договора, который может заключаться на срок до 99 лет. Выплачиваться деньги пенсионеру тоже могут раз в месяц, квартал или полугодие. Учтите, что перед заключением договора следует проверить всю информацию о той организации, которой вы собираетесь доверить свои средства. Такая пенсия может выплачиваться параллельно с государственной.

Какие документы необходимо собрать для оформления добровольного страхования?

Нужно сказать, что для осуществления этой процедуры требуется присутствие того человека, который будет впоследствии получать выплаты. Государственное страхование производится работодателем, поэтому и волноваться сотрудникам практически не о чем. Для того чтобы составить договор в частной фирме, вам придется собрать такой пакет документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Справка о доходах.

В принципе, этих документов достаточно для заключения договора. Однако все зависит от особенностей работы той или иной организации. В результате вы подписываете документ, в котором прописаны все нюансы сотрудничества. К его составлению нужно подойти очень ответственно.

Как видите, целью пенсионного страхования является обеспечение достойной жизни человека после завершения трудовой деятельности. Какой тип процедуры выбрать, решать вам. Просто нужно определиться со своими потребностями и целями. Дополнительное пенсионное страхование в РФ — это возможность быть уверенным в завтрашнем дне.

Читайте так же:  Образец претензии на возврат денежных средств — особенности составления
Понятие обязательного пенсионного страхования в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here