Особенности уплаты транспортного налога

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Особенности уплаты транспортного налога" от профессионалов для занятых людей. Здесь все полностью и досконально расписано. Если вы не нашли ответа на ваш вопрос, то вы всегда можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Бухгалтерская пресса и публикации

Бухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации из бухгалтерских изданий

Вопросы бухгалтеров — ответы специалистов по финансам 2006

Публикации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы бухгалтеров — Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Статья: Особенности уплаты транспортного налога сельхозпредприятиями («Главбух». Приложение «Учет в сельском хозяйстве», 2003, N 3)

«Главбух». Приложение «Учет в сельском хозяйстве», N 3, 2003

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Сельскохозяйственные организации имеют на балансе тракторы, комбайны, специальные машины, на которых развозят скот, молоко, минеральные удобрения. Как вы знаете, с 1 января 2003 г. введен транспортный налог. Его должны платить организации, на которые зарегистрированы машины. Однако сельскохозяйственные предприятия могут воспользоваться льготами. О них мы и расскажем в этой статье.

Плательщики транспортного налога

Транспортный налог введен гл.28 Налогового кодекса РФ. Поскольку он региональный, платить его нужно, если в субъекте России, где зарегистрировано ваше транспортное средство, принят соответствующий закон. Более того, этот закон должен быть введен в действие с 1 января 2003 г. Ставку налога, порядок и сроки уплаты, форму отчетности также устанавливают «на местах». Так сказано в ст.356 Налогового кодекса РФ.

Транспортный налог уплачивают организации, в собственности которых есть машины. Если у вас в лизинге находится автомобиль, который зарегистрирован в ГИБДД на другую организацию, значит, транспортный налог должны уплачивать не вы, а владелец машины. С другой стороны, если ваша организация передала свой автомобиль в аренду, это не освобождает вас от уплаты транспортного налога.

Предприятия, переведенные на единый сельскохозяйственный налог, транспортный налог не уплачивают. А вот те, кто применяет «упрощенку» или исчисляет «вмененный» налог, должны его перечислять. Организации, которые используют обычный режим налогообложения, также уплачивают транспортный налог.

Уплачивают транспортный налог и те организации, которые пользуются машинами физических лиц по доверенности с правом распоряжаться ими. При этом доверенность должна быть оформлена до 29 июля 2002 г. Так сказано в ст.357 Налогового кодекса РФ.

Однако если ваш автомобиль угнали, платить за него транспортный налог не нужно. Вы только должны подтвердить кражу в налоговом органе. Для этого организации нужно взять соответствующую справку в отделении милиции, где разыскивают автомобиль.

Какие транспортные средства

не облагают налогом?

Сельскохозяйственным организациям не надо платить транспортный налог с машин, перечисленных в п.2 ст.358 Налогового кодекса РФ. К ним относят:

— специальные машины для перевозки птицы, скота и минеральных удобрений;

— машины ветеринарной помощи и технического обслуживания.

Региональные органы власти вправе расширять этот список.

Однако данную льготу могут применять не все предприятия. Не платят налог те организации, у которых выручка от продажи сельхозпродукции составляет более 50 процентов от общего дохода. У рыболовецких предприятий — более 70 процентов. Такой вывод следует из ст.1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Так как налоговый период по транспортному налогу — год, то и стоимость сельхозпродукции тоже надо рассчитывать по итогам года. Для этого берут сумму, полученную от продажи сельхозпродукции, и делят на годовую выручку предприятия. Результат надо умножить на 100 процентов. Если получилось более 50 процентов, то предприятие вправе не платить транспортный налог с вышеназванных видов сельскохозяйственной техники. А в налоговый орган необходимо представить соответствующий расчет.

Пример 1. ООО «Вкуснотеево» выращивает и продает овощи. Также предприятие торгует тарой — целлофановыми пакетами и картонными коробками. ООО «Вкуснотеево» имеет на балансе тракторы и машины для перевозки минеральных удобрений. Чтобы узнать, может ли предприятие в 2003 г. использовать льготу по транспортному налогу, надо определить долю сельхозпродукции в общей выручке.

Выручка предприятия за 2003 г. составила 900 000 руб., в том числе:

— от реализации овощей — 600 000 руб.;

— от продажи пакетов и коробок — 300 000 руб.

Следовательно, доля сельскохозяйственной продукции в общей выручке равна:

(600 000 руб. : 900 000 руб.) x 100% = 66,67%.

Таким образом, ООО «Вкуснотеево» может не платить транспортный налог со стоимости тракторов и машин, на которых развозят удобрения.

Как рассчитать налог

Транспортный налог рассчитывают так. Налоговую базу умножают на ставку, которую устанавливают региональные власти. Для легковых автомобилей, мотоциклов, автобусов и грузовиков налоговой базой является мощность двигателя. То есть количество лошадиных сил машины надо умножить на ставку транспортного налога в рублях.

Для несамоходных судов рассчитывают валовую вместимость в регистровых тоннах. Ставка налога для такого транспорта фиксированная. Налоговый кодекс РФ устанавливает ее в размере 20 руб. с каждой регистровой тонны. Но напомним, что региональные законы могут эту ставку скорректировать.

Для остальных машин налоговой базой является единица транспорта. А значит, налог по каждому такому автомобилю будет равен соответствующей ему ставке.

Однако в течение года какие-то машины продают, а другие, наоборот, покупают. Как в таких случаях рассчитать транспортный налог?

Для этого необходимо использовать специальный понижающий коэффициент:

количество месяцев, в течение

коэффициент = которых транспортное средство было : 12 мес.

зарегистрировано на организацию

Такой порядок расчета установлен п.3 ст.362 Налогового кодекса РФ. Обратите внимание: в расчет должны войти месяцы, когда транспортное средство было зарегистрировано или снято с регистрации. И при этом не важно, в начале или в конце месяца.

Пример 2. Сельскохозяйственное предприятие ООО «Росток» приобрело в марте 2003 г. мотосани. Они не перечислены в п.2 ст.358 Налогового кодекса РФ. Значит, со стоимости машины предприятие должно начислить и уплатить в бюджет транспортный налог. Учитывая, что ООО «Росток» в 2003 г. пользовалось мотосанями 10 месяцев, бухгалтер рассчитал специальный коэффициент:

10 мес. : 12 мес. = 0,83.

На этот коэффициент нужно умножить сумму транспортного налога, рассчитанную за 2003 г.

Порядок уплаты транспортного налога

Индивидуальные предприниматели и организации должны платить транспортный налог в бюджет того региона, где зарегистрирован транспорт. Организации сами рассчитывают налог и представляют в ИМНС налоговую декларацию.

Другое дело — индивидуальные предприниматели. Им налоговая инспекция сообщает сумму начисленного налога в уведомлении не позднее 1 июня отчетного года. Об этом сказано в ст.363 Налогового кодекса РФ. Получается, что индивидуальный предприниматель уплачивает транспортный налог в середине года. Но как же быть, если во втором полугодии предприниматель продал машину или купил новую?

В п.46 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177, сказано следующее. По окончании налогового периода индивидуальным предпринимателям должны вручить новое уведомление. В нем МНС России укажет сумму перечисленного за год налога, сумму доплаты и срок, в который ее надо внести.

Читайте так же:  Как узнать свою кредитную историю бесплатно через интернет онлайн

Однако новое уведомление ИМНС направляет налогоплательщику только в том случае, если транспортный налог надо доплатить. Если же налогоплательщик перечислил в бюджет больше, чем надо, уведомление высылаться не будет. Тогда сумму переплаты зачтут в следующем году или возвратят налогоплательщику по его заявлению.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога, а также подачи декларации устанавливают субъекты РФ. Кроме того, в ст.356 Налогового кодекса РФ сказано, что региональные органы власти могут сами разрабатывать и утверждать форму налоговой декларации. Если же в регионе, где действует этот налог, форма декларации все же не утверждена, организация должна использовать форму, утвержденную Приказом МНС России от 18 марта 2003 г. N БГ-3-21/125.

Как учитывать транспортный налог

Транспортный налог учитывают на тех же счетах, что и расходы предприятия. Таким образом, если транспорт используют непосредственно при производстве сельскохозяйственной продукции, то учитывать налог нужно на счете 20 «Основное производство». Налог по автомобилям, которые использует администрация предприятия, отражают на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Если машины используют во вспомогательных производствах, то налог учитывается на счете 23 «Вспомогательные производства». Налог по транспорту, который используют обслуживающие хозяйства, нужно учесть на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». При этом в бухгалтерском учете делают запись:

Дебет 20 (23, 26, 29) Кредит 68 субсчет «Транспортный налог»

— начислен транспортный налог.

Сумму транспортного налога предприятие может включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход. Это следует из пп.1 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ. В какой момент учесть транспортный налог — зависит от учетной политики организации. Если в налоговом учете предприятие определяет доходы и расходы кассовым методом, то сумму налога предприятие включит в расходы при его уплате. Другое дело, если организация использует метод начисления. В этом случае если налог уплачивают единовременно после окончания налогового периода, то сумму начисленного налога нужно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, в декабре того года, за который уплачивают налог.

[1]

Но региональные законы могут установить и авансовые платежи по транспортному налогу. Тогда суммы налога можно учесть при расчете налога на прибыль в том периоде, за который были перечислены авансы.

Пример 3. ООО «Славянка» зарегистрировало в Московской области легковой автомобиль «Москвич-2140» с мощностью двигателя 75 лошадиных сил. На этой машине ездит бухгалтер предприятия. Поэтому суммы начисленного налога отражают на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Согласно ст.1 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. N 129/2002-03, ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. равна 6 руб. с единицы мощности.

Следовательно, ООО «Славянка» за 2003 г. должно начислить:

75 л. с. x 6 руб. = 450 руб.

В Московской области предприятия перечисляют авансовые взносы по транспортному налогу до 28-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. ООО «Славянка» в конце каждого квартала 2003 г. должно начислять по 112,50 руб. (450 руб. : 4 квартала).

Предприятие определяет доходы и расходы при расчете налога на прибыль методом начисления. Бухгалтер заплатил транспортный налог за II квартал 2003 г. 10 июля.

В бухгалтерском учете ООО «Славянка» 30 июня 2003 г. сделана такая проводка:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»

— 112,50 руб. — начислен транспортный налог за II квартал.

А вот 10 июля в учете бухгалтер отразит запись:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» Кредит 51

— 112,50 руб. — уплачен транспортный налог в бюджет.

Исчисляя налог на прибыль, ООО «Славянка» включит 112,50 руб. в расходы за июнь 2003 г.

Глава 28 НК РФ. Транспортный налог

Транспортный налог платят организации и физические лица, на которых зарегистрировано транспортное средство. Налог на автомобили рассчитывается исходя из мощности двигателя. Юридические лица сами считают транспортный налог, расчеты за граждан (включая ИП) делают налоговики. Настоящая статья посвящена главе 28 НК РФ «Транспортный налог». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты транспортного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

Где введена уплата транспортного налога

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В каждом из субъектов Федерации уплата транспортного налога введена отдельным законом субъекта и, соответственно, имеет региональные особенности.

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Правила начисления и уплаты транспортного налога закреплены в главе 28 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые отличия в рамках общих правил.

[2]

Так, закон того или иного субъекта может утвердить свои ставки налога, но эти ставки в общем случае не должны более чем в десять раз отличаться от значений, приведенных в НК РФ. Кроме того, регион имеет право установить собственный срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (при условии, что крайний срок для перечисления суммы налога наступает не ранее того, что определен Налоговым кодексом). Срок уплаты налога для физических лиц региональные власти устанавливать не вправе, поскольку этот срок прямо закреплен в Налоговом кодексе. Наконец, региональные власти могут по своему усмотрению ввести льготы по транспортному налогу, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит транспортный налог

Организации и физические лица включая индивидуальных предпринимателей, на которых зарегистрировано транспортное средство (далее — ТС). В случае, когда ТС находится в аренде, налог платит арендодатель. Если транспортное средство передано в лизинг, то налогоплательщиком является либо лизингодатель, либо лизингополучатель. Это зависит от того, на чьем балансе учтено ТС. При смене собственника (продаже, дарении и т д.) налогоплательщиком становится новый хозяин транспортного средства, а прежний владелец перестает платить налог.

На что начисляется транспортный налог

На автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Также транспортный налог начисляется на самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусники, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, буксируемые суда и иные водные и воздушные ТС.

На что не начисляется транспортный налог

В главе 28 НК РФ приведен закрытый перечень транспортных средств, освобожденных от налога. В него, в числе прочего, входят весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил. Также под налог не подпадают оборудованные для инвалидов легковые автомобили, транспортные средства в розыске (при условии, что факт угона подтвержден соответствующим документом), промысловые морские и речные суда и некоторые другие виды ТС.

Налоговые ставки

Ставка зависит от физического показателя, характеризующего то или иное транспортное средство. Для автомобилей таким показателем является мощность двигателя в лошадиных силах, для большинства воздушных судов — паспортная статическая тяга реактивного двигателя, для ряда водных буксируемых ТС — валовая вместимость в регистровых тоннах.

Читайте так же:  Понятие страховой пенсии по старости

Ставки установлены на единицу показателя: одну лошадиную силу, один килограмм силы тяги и одну регистровую тонну соответственно. Например, для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. ставка, приведенная в Налоговом кодексе, равна 15 руб. на одну л.с*. Напомним, что региональные власти вправе уменьшить или увеличить ставку, но не более, чем в 10 раз. Значит, закон того или иного субъекта может установить значение ставки для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. в пределах от 1,5 до 150 рублей на одну л.с.

Начиная с 2011 года субъекты РФ получили право неограниченно уменьшать ставку для автомобилей с мощностью двигателя менее 150 л.с. Так, для данного вида ТС регионы могут установить ставку, которая, к примеру, в 15 или 20 раз меньше той, что указана в НК РФ.

Субъекты РФ также могут дифференцировать ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом экологического класса и количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Как рассчитать транспортный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговая база в общем случае — это значение физического показателя, характеризующего ТС: количество лошадиных сил, количество килограммов силы тяги и количество регистровых тонн.

Определять базу и начислять налог нужно по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. Приведем пример. Допустим, налогоплательщик в течение всего года владел легковым автомобилем с мощностью двигателя 81 л.с., ставка транспортного налога для таких ТС в данном регионе равна 7 руб. на одну л.с. Значит, сумма налога за этот год составит 567 руб. (7 руб. х 81 л.с.).

Если транспортное средство зарегистрировано, либо снято с учета в середине года, то сумму налога нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, деленному на количество календарных месяцев в году.

В 2015 году и ранее дейстсвовало следующее правило: месяц регистрации и месяц снятия с учета принимались за полные месяцы. Начиная с 2016 года алгоритм изменился. Теперь, если транспортное средство зарегистрировано 15-го числа или ранее, то месяц регистрации считается за полный месяц. Если же транспортное средство зарегистрировано после 15-го числа, то месяц регистрации вообще не учитывается. При снятии ТС с учета действует «зеркальная» норма: если снятие произошло 15-го числа или ранее, соответствующий месяц не учитывается. Если же снятие произошло после 15-го числа, то соответствующий месяц принимается за полный.

Поянсим на примере. Предположим, налогоплательщик 1 марта зарегистрировал легковой автомобиль с мощностью двигателя 81 л.с., а 1 июня того же года снял машину с учета. Ставка налога равна 7 руб. на одну л.с. Получается, что налогоплательщик владел автомобилем на протяжении трех полных месяцев (март, апрель, май). Значит, коэффициент равен 0,25 (3 мес.: 12 мес.), а сумма налога за этот год составит 141,75 руб.(0.25 х 7 руб. х 81 л.с.).

Начиная с 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Всего установлено пять коэффициентов в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. В частности, сумму транспортного налога в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более одного года, нужно умножать на коэффициент 1,5. Порядок определения средней стоимости автомобилей и перечни дорогостоящих автомобилей ежегодно публикуются на сайте Минпромторга России.

Заметим, что с 1 января 2015 года организации должны исчислять авансовые платежи по транспортному налогу с учетом повышающих коэффициентов, установленных в отношении дорогих автомобилей ( п. п. 2 и 2.1 ст. 362 НК РФ). Прежде (до 2015 года) повышающие коэффициенты применялись только при уплате налога по итогам года.

Кто занимается расчетом транспортного налога

Налогоплательщики-организации вычисляют сумму транспортного налога самостоятельно. На практике этим обычно занимается бухгалтерия.

За налогоплательщиков — физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей) транспортный налог рассчитывают сотрудники налоговой инспекции. Сведения о ТС и их владельцах налоговикам поставляют органы, которые регистрируют транспортные средства (Госавтоинспекция и Гостехнадзор). Налоговый кодекс обязывает эти структуры в течение 10 дней сообщать о регистрации и снятии с учета транспортных средств, а также до 1 февраля давать данные о ТС и их хозяевах по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

Получив информацию, налоговики вычисляют сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление транспортный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами в собственность транспортных средств. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, если за весь период владения транспортным средством физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов транспортного средства.

Когда перечислять сумму налога

Налогоплательщики-организации должны перечислять транспортный налог не позднее даты, установленной законодательством региона. Согласно нормам главы 28 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Законы субъектов РФ могут ввести отчетные периоды по транспортному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В регионах, где отчетные периоды введены, организации должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая произведения налоговой базы и ставки. Перечислять авансовые платежи нужно в установленный законом субъекта РФ срок. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Регионы, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) не делают авансовых платежей по транспортному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Уплатить транспортный налог физические лица обязаны не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе транспортного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

Как отчитываться по транспортному налогу

Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты дата предоставления декларации едина для всех регионов и не может варьироваться в зависимости от субъекта РФ.

Организации, на которых не зарегистрированы ТС, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по транспортному налогу.

[3]

Для налогоплательщиков -физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) отчетность по транспортному налогу не предусмотрена.

Читайте так же:  Как открыть ип самостоятельно

Куда сдавать отчеты

Если ТС зарегистрировано на обособленное подразделение организации, то сдавать декларацию и расчеты нужно в ИФНС, где стоит на учете данное подразделение. При этом в полях декларации и расчета, предназначенных для кода причины постановки на учет, необходимо указать КПП подразделения.

Видео (кликните для воспроизведения).

* Данное значение ставки действует c начала 2011 года (поправки внесены Федеральным законом от 27.11.10 № 307-ФЗ).

Порядок уплаты транспортного налога

Как учитывать транспорт

В соответствии с пунктом 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ (поправки вступили в силу 24 августа 2013 года) в целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах местонахождением транспортных средств (кроме морских, речных, воздушных) признается местонахождение (место жительства) собственника имущества.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации по местонахождению принадлежащих ей транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений.
В тот же срок налоговики обязаны выдать или направить по почте заказным письмом организации уведомление о постановке на учет транспортного средства (снятии его с учета).

Учитывая, что ранее (до внесения изменений) местонахождение транспортных средств в целях Налогового кодекса РФ определялось по месту их регистрации, данный факт имел определяющее значение для расчета и уплаты транспортного налога.
Как отмечено в письмах Минфина России от 4 сентября 2013 г. № 03-05-05-04/36441 и № 03-05-04-04/36435, Федеральным законом № 248-ФЗ не предусмотрено изменение учета в налоговых органах организаций по местонахождению транспортных средств, которые были поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу этого закона.

В связи с чем не изменяется и порядок уплаты транспортного налога в бюджеты по местонахождению транспортных средств налогоплательщиками, которые поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу указанного закона.

Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 214-ФЗ внесены изменения в статью 362 Налогового кодекса РФ. Собственникам дорогостоящих машин с 2014 года придется нести дополнительные затраты.

Транспортный налог по легковым автомобилям стоимостью от 3 000 000 руб. и выше будет исчисляться с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3) и зависеть от года выпуска конкретного автомобиля.

При этом перечень дорогостоящих автомобилей должен ежегодно размещаться на официальном сайте Минпромторга России не позднее 1 марта.

Напомним: вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют конкретную ставку налога в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, а также порядок и сроки его уплаты.

Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. А в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно уменьшение размера налоговых ставок не ограничено.

Причем допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

При этом, как отмечено в письме Минфина России от 4 октября 2013 г. № 03-05-06-04/41282, вопросы введения или отмены транспортного налога на территории региона, снижения налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Порядок регистрации

За регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, отвечает ГИБДД (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). За регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и других машин, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее и не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, – Гостехнадзор.

Приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2013 г. № 30048).

Примечание. Административный регламент действует с 15 октября 2013 года.

Новый регламент существенно упрощает порядок государственной регистрации транспортных средств. Им, в частности, установлено, что физические и юридические лица могут регистрироваться в любом регистрационном подразделении Госавтоинспекции. Максимальное время ожидания в очереди сокращено до 15 минут. При этом суммарный срок предоставления государственной услуги не должен превышать 60 минут с момента приема сотрудником заявления и необходимого комплекта документов с учетом режима работы соответствующего подразделения ГИБДД.

Новым регламентом предусмотрена возможность изготовления дубликатов утраченных автомобильных номеров.

Кроме того, больше не требуется снимать транспортное средство с учета в ГИБДД перед продажей – теперь это будет происходить автоматически при его регистрации новым владельцем.

Процедура получения регистрационных знаков «Транзит» также упрощена. Причем она будет производиться только в отношении транспортных средств, убывающих за пределы России.

Особенности уплаты налога

Согласно статье 358 Налогового кодекса РФ, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Причем, как подчеркнуто в письме ФНС России от 28 августа 2013 г. № БС-3-11/[email protected], обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта регистрации транспортного средства, а не его фактического использования.

Эту позицию разделяют и судьи. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 15 декабря 2011 г. № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457 разъяснил, что из системного толкования норм главы 28 Налогового кодекса РФ следует, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем госоргане не освобождает налогоплательщика, на которого оно зарегистрировано, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. Поскольку в силу положений статей 357, 358, 362 Налогового кодекса РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта обложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Смена собственника

В случае регистрации (снятия с учета) транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента (п. 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ). Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета в течение одного календарного месяца указанный месяц считается одним полным месяцем.

Таким образом, по мнению чиновников Минфина России (письма от 4 октября 2013 г. № 03-05-06-04/41284, от 19 августа 2013 г. № 03-05-06-04/33827), определяющим фактором для исчисления суммы налога в отношении транспортного средства, которое в течение налогового периода (то есть календарного года) ставилось и (или) снималось с учета, является количество полных месяцев в этом налоговом периоде, в течение которых данное средство было зарегистрировано за тем или иным налогоплательщиком. Поэтому при смене в течение налогового периода собственника транспортного средства налог уплачивается отдельно каждым из этих собственников исходя из количества полных месяцев, в течение которых это средство было зарегистрировано на каждого из них.

Читайте так же:  Особенности материнского капитала в томске и томской области

Транспортные средства переданы в лизинг

Транспортные средства временно (на срок лизинга) могут быть зарегистрированы на лизингополучателей. Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ, это влечет обязанность уплаты транспортного налога именно лизингополучателями. Поскольку, как указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 марта 2013 г. по делу № А65-18785/2012, законодатель не ставит определение субъекта уплаты транспортного налога в зависимость от того, кто является балансодержателем таких транспортных средств, а связывает с тем, на кого они зарегистрированы.

Прекращение уплаты налога

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено налоговым законодательством в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Других оснований для прекращения начисления транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено. Следовательно, взимание налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия средства с учета в регистрирующих органах.

Такой вывод содержится в письме Минфина России от 29 июля 2013 г. № 03-05-06-04/30032.

Если транспорт угнали

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске. Правда, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Таким образом, взимание налога в отношении транспорта, числящегося в угоне, прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был совершен угон.

Документом, подтверждающим факт угона (кражи) транспортного средства, является справка об угоне (краже) транспортного средства, выданная органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Данный документ выдается лицу, на которое зарегистрировано транспортное средство, затем владелец транспортного средства представляет справку в налоговый орган.

Как считают специалисты Минфина России (письмо от 9 августа 2013 г. № 03-05-04-04/32382) при отсутствии такой справки подтверждающим факт угона документом может являться справка о возбуждении уголовного дела. Согласно статье 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ, поводом для возбуждения уголовного дела служит заявление о совершении преступления. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания (дознаватель, следователь, руководитель следственного органа) принимает решение о возбуждении уголовного дела, что подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела.

А вот само заявление об угоне не признается подтверждающим документом. По мнению судей, заявление (даже в совокупности с уведомлением о его принятии) фактически носит односторонний характер. Поскольку свидетельствует лишь о намерении заявителя установить (либо опровергнуть) в законном порядке факт выбытия из его владения транспортного средства. Вместе с тем само по себе заявление не свидетельствует о реальности факта угона, как и не подтверждает достоверность сведений, послуживших основанием для обращения указанного лица с данным заявлением. К такому выводу пришли судьи трех инстанций: первой, апелляционной и кассационной (постановление ФАС Уральского округа от 3 сентября 2013 г. № Ф09-6557/13).

Обратите внимание! Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Госавтоинспекции или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

Транспортный налог в Москве и области.

Действующее законодательство подразделяет установленные Налоговым кодексом налоги на три категории: федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги подлежат уплате на всей территории Российской Федерации, региональные уплачиваются в бюджет соответствующего субъекта федерации, а местные направляются в бюджет муниципальных образований.

Транспортный налог является региональным. Это означает, что помимо общих норм, определенных НК РФ, налогоплательщики должны также учитывать законодательство соответствующего региона.

В Москве – городе федерального значения, а также в Московской области зарегистрировано огромное количество организаций, использующих в своей деятельности транспортные средства и, как следствие, являющихся налогоплательщиками транспортного налога.

В данной статье мы подробно рассмотрим особенности московского транспортного налога, подлежащего уплате столичными компаниями, а также тонкости расчета данного налога организациями, работающими в Подмосковье.

Законодательство по транспортному налогу в Москве и области

Как указывалось выше, основным законодательным актом, определяющим базовые элементы налогообложения по любому налогу, независимо от вида бюджета, в который он уплачивается, является Налоговый кодекс РФ. В дополнение к нему организациям г. Москвы и Подмосковья следует учитывать положения следующих нормативных актов:

— Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге», утвержденного мэром г. Москвы;

— Постановления Московской городской Думы от 9 июля 2008 г. № 170 «О Законе города Москвы «О транспортном налоге»;

— Закона Московской области 16 ноября 2002 года № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», утвержденного губернатором Московской области;

— Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области ».

Указанные законодательные нормы московского региона «О транспортном налоге» имеют сходную структуру и в отличие от Налогового кодекса, определяют лишь отдельные элементы налогообложения. К ним относятся: ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.

Все остальные вопросы, касающиеся методологии исчисления и уплаты транспортного налога, являются общероссийскими и с ними можно ознакомиться в главе 28 НК РФ.

Особенности московского транспортного налога

1. Ставки транспортного налога в г. Москве.

Ставки транспортного налога в г. Москве установлены в прямой зависимости от мощности транспортного средства, отнесенного НК РФ к объектам налогообложения. Логика законодательной власти по данному вопросу следующая: чем больше мощность двигателя, рассчитываемая в лошадиных силах, тем выше налоговая ставка.

Легковые автомобили, на практике являющиеся транспортными средствами, наиболее часто используемыми московскими предприятиями, в зависимости от их мощности подразделяются на 6 групп.

Группы сформированы, начиная с мощности двигателя до 100 л.с. включительно, с последующим шагом в 25 л.с. То есть следующая группа свыше 100 л.с. и до 125 л.с. включительно, затем свыше 125 л.с. и до 150 л.с. включительно и т.д. Максимальная мощность двигателя превышает 250 л.с. Ставки транспортного налога в г. Москве, исходя из вышеуказанных групп, варьируются от 12 до 150 рублей с каждой лошадиной силы.

Грузовые автомобили по аналогии с легковыми делятся на 5 групп, начиная с мощности двигателя до 100 л.с. включительно и заканчивая мощностью более 250 л.с. Ставки московского транспортного налога для такого имущества варьируются от 15 до 70 рублей с каждой лошадиной силы.

Организации г. Москвы, являющиеся собственниками мотоциклов и мотороллеров, должны уплачивать налог:

1) по минимальной ставке 7 рублей за 1 л.с. — для транспортных средств с мощностью двигателя до 20 л.с. включительно;

2) по ставке 15 рублей за 1 л.с. — для транспорта с мощностью двигателя свыше 20 и до 35 л.с. включительно;

Читайте так же:  В каком банке взять кредит с плохой кредитной историей

3) по максимальной ставке 50 рублей за 1 л.с. — для транспорта с мощностью двигателя свыше 35 л.с.

Владельцы автобусов, зарегистрированных в Москве, платят транспортный налог по ставкам, установленным в размере от 15 до 55 рублей за 1 л.с.

Снегоходы и мотосани с мощностью до 50 л.с. включительно подлежат налогообложению по ставке 25 рублей с каждой лошадиной силы, а при мощности более 50 л.с. ставка составляет 50 рублей с 1 л.с.

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства, имеющие мощность до 100 л.с. включительно, облагаются налогом по ставке 100 руб. с каждой л.с., а при большей мощности – 200 руб. с 1 л.с.

Яхты и другие парусно-моторные суда при аналогичной мощности имеют более высокие ставки – 200 руб. и 400 руб. с каждой л.с. соответственно. Гидроциклы при той же мощности облагаются налогом по ставкам 250 руб. и 500 руб. с каждой лошадиной силы.

Самолеты, вертолеты и другие воздушные суда, имеющие двигатель, облагаются транспортным налогом по ставке 250 руб. с каждой лошадиной силы. При этом для самолетов, имеющих реактивные двигатели, в качестве критерия определения налоговой ставки применяется количество килограммов силы тяги. Ставка налога при этом составляет 200 руб. с каждого килограмма.

Для других групп водных и воздушных транспортных средств без двигателя московское законодательство предписывает уплачивать налог в сумме 2000 рублей за каждое транспортное средство. Показатели мощности в данном случае не учитываются.

2. Порядок и сроки уплаты московского транспортного налога.

Столичные организации – налогоплательщики уплачивают транспортный налог всего один раз в год – по истечении налогового периода. Это означает, что московским предприятиям не нужно рассчитывать и ежеквартально уплачивать авансовые платежи по налогу.

Бухгалтеру следует заплатить налог и подать налоговую декларацию не позднее 5 февраля года, следующего за отчетным. По общему правилу транспортный налог уплачивается в московские налоговые органы в полных рублях (суммы в копейках равные 50 копейкам и более округляются до целого рубля, а суммы менее 50 копеек отбрасываются).

В том случае, если предприятие допустило переплату транспортного налога, то столичный налоговый орган обязан либо зачесть переплату в счет очередного платежа, либо произвести возврат излишне уплаченного налога на счет организации.

3. Льготы по транспортному налогу в Москве.

Законодательство о транспортном налоге г. Москвы освобождает от уплаты данного налога отдельные категории налогоплательщиков: юридических и физических лиц. Мы остановимся только на организациях, имеющих право на получение налоговых льгот. Итак, от уплаты транспортного налога освобождаются московские компании следующих двух категорий:

1) организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (такси к этой категории не относится);

2) резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» — по транспорту, зарегистрированному в этой зоне. Льгота предоставляется сроком на пять лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства.

Особенности транспортного налога в Московской области

1. Ставки транспортного налога в Московской области.

Ставки транспортного налога в Московской области несколько ниже, чем в Москве. Критерии определения налоговой ставки аналогичны – чем выше мощность двигателя транспортного средства, тем большую сумму налога придется заплатить его владельцу.

Легковые автомобили, принадлежащие предприятиям, работающим в Подмосковье, подразделены на 5 групп. Минимальная налоговая ставка для такого вида транспорта, имеющего мощность двигателя до 100 л.с. включительно составляет 10 рублей. Максимальная ставка для автомобилей с мощностью, которая превышает 250 л.с. – 150 рублей с каждой лошадиной силы.

Для мотоциклов и мотороллеров, зарегистрированных в Московской области, ставки налога установлены в интервале от 9 до 50 рублей с каждой лошадиной силы.

Для определения налоговой ставки автобусов и грузовых автомобилей введен дополнительный критерий – дата их выпуска. Если с момента выпуска транспортного средства прошло менее 5 календарных лет, то ставка налога ниже, чем для имущества, произведенного ранее.

Например, для более современных автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно ставка налога составляет 27 рублей, однако если транспортное средство изготовлено более 5 лет назад, налоговая ставка возрастает почти вдвое и составляет 50 рублей с каждой лошадиной силы.

Аналогично для новых автобусов с мощностью двигателя превышающей 200 л.с. Ставка налога установлена в размере 56 руб., при этом для автобусов той же мощности, но работающих более 5 лет, ставка возрастает до 100 руб. с каждой лошадиной силы.

Та же методика применима и к грузовым автомобилям. Для новых транспортных средств в зависимости от мощности их двигателя налоговая ставка варьируется от 20 до 58 руб., а для имущества, срок эксплуатации которого перешел 5-летний рубеж, ставки транспортного налога находятся в интервале от 25 до 85 руб. с каждой лошадиной силы.

Ставки транспортного налога для снегоходов, мотосаней, катеров, моторных лодок, яхт, гидроциклов, самолетов, вертолетов, а также других водных транспортных средств, воздушных судов, имеющих двигатель, и парусно-моторных судов в Московской области эквивалентны ставкам, установленным в столице.

Прочие группы водных и воздушных транспортных средств без двигателя в Подмосковье, так же как и в Москве, облагаются налогом в сумме 2000 руб. за каждое транспортное средство без учета показателей их мощности и сроков эксплуатации.

2. Порядок и сроки уплаты транспортного налога в Московской области.

В отличие от московских налогоплательщиков, подмосковным предприятиям вменена обязанность уплачивать авансовые платежи по налогу. При этом транспортный налог, подлежащий уплате по истечении года, следует заплатить до 28 марта года, следующего за завершившимся налоговым периодом.

3. Льготы по транспортному налогу в Московской области.

Закон Московской области от 16 ноября 2002 года № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» не содержит информации о порядке предоставления льгот по налогу и ссылается на Закон Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области ».

Глава 2 указанного нормативного акта содержит информацию по льготам, предоставляемым подмосковным предприятиям, в том числе и в части транспортного налога. От уплаты данного налога освобождаются, в частности, следующие юридические лица:

— общественные организации инвалидов;

— компании, участниками которых являются общественные организации инвалидов;

— предприятия, использующие труд инвалидов и пенсионеров по старости.

Исключение составляют водные и воздушные виды транспорта, принадлежащие указанным компаниям. Такое имущество облагается транспортным налогом в общем порядке.

Обратите внимание: по мере выхода и вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации часть информации, которая приведена на этой странице может оказаться устаревшей и не подлежащей применению.

Видео (кликните для воспроизведения).

Получить консультацию по вопросам учета транспортного налога в г. Москве и Московской области, а также заказать необходимую услугу можно у специалистов нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Особенности уплаты транспортного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here