Особенности проведения налоговой проверки

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Особенности проведения налоговой проверки" от профессионалов для занятых людей. Здесь все полностью и досконально расписано. Если вы не нашли ответа на ваш вопрос, то вы всегда можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Особенности налоговых проверок

За последние годы количество налоговых проверок существенно снизилось. Чувствуется это и по настроениям предпринимателей, целиком и полностью увлеченных повышением ставок страховых взносов, да и по журналистской активности, которая в этом направлении уже не та, что была раньше. Временное затишье связано с тем, что Федеральная налоговая служба разработала и активно внедряет новую схему контроля, направленную на предупреждение налоговых нарушений.

[1]

Налоговые проверки в 2014 году

По словам заместителя руководителя ФНС, стратегия выездного контроля теперь будет строиться по принципу целенаправленного воздействия. То есть большую часть времени представители налоговых органов начнут тратить не на визиты, а на анализ данных, представленных в свободном доступе. Публикации в СМИ, информация на сайтах налогоплательщиков и другие материалы — вполне возможно, что уже сейчас большинство предпринимателей «на карандаше».

Не трудно предположить, что изменится и график проверок. Кстати, для того чтобы узнать, попала ли компания в план выездных налоговых проверок, достаточно зайти на сайт прокуратуры. Генеральная прокуратура сформировала сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2014 год: http://plan.genproc.gov.ru/plan2014/

В случае если компания действительно окажется в списке, следует максимально тщательно подготовиться, поскольку событие это, мягко говоря, не очень приятное. Особенно, если речь идет о выездной налоговой проверке, когда общаться с представителями налоговых органов придется лично.

Проведение налоговых проверок

Для того чтобы в случае визита представителей контролирующих органов чувствовать себя увереннее, следует как минимум знать права и обязанности. Во-первых, необходимо помнить о том, что налоговая проверка может охватывать только последние три года деятельности предпринимателя. Во-вторых, повторные проверки по одному и тому же налогу в течение года не допускаются.

Длиться проверка должна не более двух месяцев, за исключением нескольких моментов:

  • когда у индивидуального предпринимателя есть обособленное подразделение;
  • когда в ходе проверки выясняются другие нарушения, требующие дополнительной проверки;
  • когда налогоплательщик затягивает сроки представления документов, необходимых для проведения выездной проверки;
  • при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Существуют также случаи, которые позволяют выиграть время, отложив срок проведения выездной налоговой проверки. При этом причины должны быть достаточно вескими. В частности, в соответствии со ст. 21 Налогового кодекса, налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. А, как известно, представлять интересы ИП может только сам предприниматель (за исключением тех случаев, когда он оформляет доверенность). Следовательно, если предприниматель находится в отъезде или не может присутствовать в офисе в момент проверки по другим обстоятельствам, необходимо заранее уведомить об этом налоговых представителей, оформив просьбу о переносе сроков налоговой проверки в виде официального письма. Также необходимо будет представить подтверждающие документы (справки, командировочные документы и пр.).

Перечень документов при выездной налоговой проверке

Если же налоговую проверку ИП отложить так и не удалось, следует обратить внимание на те документы, которые понадобится предъявить инспекторам. Следует сказать, что представителям контролирующих органов будет интересно все, что касается деятельности предпринимателя. Тем не менее топ самых популярных документов включает в себя:

  • документы о регистрации ИП;
  • свидетельство о постановке на учет в ФНС, ПФР и ФСС;
  • налоговые декларации;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • лицензии (в случае если речь идет о лицензируемых видах деятельности ИП);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичная документация;
  • документы на льготы.

Результатом налоговой проверки в итоге становится акт, который в свою очередь может стать отправной точкой для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности (в случае если в ходе проверки были выявлены нарушения). Акт проверки вручается ИП под расписку. Роспись — процедура формальная. Если предприниматель откажется подтверждать указанные нарушения, на ход дела это никак не повлияет. Однако лучше все-таки подписать акт, в письменной форме указав при этом свои возражения.

Обязательства бухгалтера

В случае если бухгалтерию ИП ведет наемный или приходящий бухгалтер, общаться с контролирующими органами придется ему. Как правило, сложности возникают у специалистов, которые ведут одновременно несколько предпринимателей и организаций. Появляются сложности с поиском необходимых документов, также возникает необходимость вспомнить историю бухгалтерского учета предпринимателя.

Обезопасить себя от таких непредвиденных рисков бухгалтер может с помощью «Личного кабинета» в веб-сервисе Контур.Эльба, упорядочив деятельность всех клиентов под одной учетной записью. Эта функциональность включает возможность заполнения карточки на каждую организацию и сопровождение ее на основе уже готовых шаблонов документов, всплывающих подсказок, автоматических расчетов налогов и взносов.

Для того чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо в процессе регистрации выбрать пункт меню «Обслуживаю несколько ИП или ООО». Стоимость «Личного кабинета» зависит от количества подотчетных предприятий: от 2 500 рублей за квартал (до 2 организаций) до 100 тысяч рублей за квартал (до 100 организаций).

Статья актуальна на 01.01.2014 г.

Справочная / Всё про налоги

Особенности налоговых проверок

За последние годы количество налоговых проверок существенно снизилось. Чувствуется это и по настроениям предпринимателей, целиком и полностью увлеченных повышением ставок страховых взносов, да и по журналистской активности, которая в этом направлении уже не та, что была раньше. Временное затишье связано с тем, что Федеральная налоговая служба разработала и активно внедряет новую схему контроля, направленную на предупреждение налоговых нарушений.

Налоговые проверки в 2014 году

По словам заместителя руководителя ФНС, стратегия выездного контроля теперь будет строиться по принципу целенаправленного воздействия. То есть большую часть времени представители налоговых органов начнут тратить не на визиты, а на анализ данных, представленных в свободном доступе. Публикации в СМИ, информация на сайтах налогоплательщиков и другие материалы — вполне возможно, что уже сейчас большинство предпринимателей «на карандаше».

Читайте так же:  Нужна ли пересдача пдд после лишения прав

Не трудно предположить, что изменится и график проверок. Кстати, для того чтобы узнать, попала ли компания в план выездных налоговых проверок, достаточно зайти на сайт прокуратуры. Генеральная прокуратура сформировала сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2014 год: http://plan.genproc.gov.ru/plan2014/

В случае если компания действительно окажется в списке, следует максимально тщательно подготовиться, поскольку событие это, мягко говоря, не очень приятное. Особенно, если речь идет о выездной налоговой проверке, когда общаться с представителями налоговых органов придется лично.

Проведение налоговых проверок

Для того чтобы в случае визита представителей контролирующих органов чувствовать себя увереннее, следует как минимум знать права и обязанности. Во-первых, необходимо помнить о том, что налоговая проверка может охватывать только последние три года деятельности предпринимателя. Во-вторых, повторные проверки по одному и тому же налогу в течение года не допускаются.

Длиться проверка должна не более двух месяцев, за исключением нескольких моментов:

  • когда у индивидуального предпринимателя есть обособленное подразделение;
  • когда в ходе проверки выясняются другие нарушения, требующие дополнительной проверки;
  • когда налогоплательщик затягивает сроки представления документов, необходимых для проведения выездной проверки;
  • при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Существуют также случаи, которые позволяют выиграть время, отложив срок проведения выездной налоговой проверки. При этом причины должны быть достаточно вескими. В частности, в соответствии со ст. 21 Налогового кодекса, налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. А, как известно, представлять интересы ИП может только сам предприниматель (за исключением тех случаев, когда он оформляет доверенность). Следовательно, если предприниматель находится в отъезде или не может присутствовать в офисе в момент проверки по другим обстоятельствам, необходимо заранее уведомить об этом налоговых представителей, оформив просьбу о переносе сроков налоговой проверки в виде официального письма. Также необходимо будет представить подтверждающие документы (справки, командировочные документы и пр.).

Перечень документов при выездной налоговой проверке

Если же налоговую проверку ИП отложить так и не удалось, следует обратить внимание на те документы, которые понадобится предъявить инспекторам. Следует сказать, что представителям контролирующих органов будет интересно все, что касается деятельности предпринимателя. Тем не менее топ самых популярных документов включает в себя:

  • документы о регистрации ИП;
  • свидетельство о постановке на учет в ФНС, ПФР и ФСС;
  • налоговые декларации;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • лицензии (в случае если речь идет о лицензируемых видах деятельности ИП);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичная документация;
  • документы на льготы.

Результатом налоговой проверки в итоге становится акт, который в свою очередь может стать отправной точкой для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности (в случае если в ходе проверки были выявлены нарушения). Акт проверки вручается ИП под расписку. Роспись — процедура формальная. Если предприниматель откажется подтверждать указанные нарушения, на ход дела это никак не повлияет. Однако лучше все-таки подписать акт, в письменной форме указав при этом свои возражения.

Обязательства бухгалтера

В случае если бухгалтерию ИП ведет наемный или приходящий бухгалтер, общаться с контролирующими органами придется ему. Как правило, сложности возникают у специалистов, которые ведут одновременно несколько предпринимателей и организаций. Появляются сложности с поиском необходимых документов, также возникает необходимость вспомнить историю бухгалтерского учета предпринимателя.

Обезопасить себя от таких непредвиденных рисков бухгалтер может с помощью «Личного кабинета» в веб-сервисе Контур.Эльба, упорядочив деятельность всех клиентов под одной учетной записью. Эта функциональность включает возможность заполнения карточки на каждую организацию и сопровождение ее на основе уже готовых шаблонов документов, всплывающих подсказок, автоматических расчетов налогов и взносов.

Для того чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо в процессе регистрации выбрать пункт меню «Обслуживаю несколько ИП или ООО». Стоимость «Личного кабинета» зависит от количества подотчетных предприятий: от 2 500 рублей за квартал (до 2 организаций) до 100 тысяч рублей за квартал (до 100 организаций).

Особенности и порядок проведения камеральных налоговых проверок

Дата публикации: 11.10.2018 2018-10-11

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Петрунина Н. Д. Особенности и порядок проведения камеральных налоговых проверок // Молодой ученый. — 2018. — №41. — С. 55-56. — URL https://moluch.ru/archive/227/53028/ (дата обращения: 17.09.2019).

Ключевые слова: камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, налоговый контроль, налоговый орган.

Под понятием налогового контроля принято понимать деятельность государственных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильность и полноту исчисления налогов, а также своевременность их уплаты в бюджет.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов. Большое значение для организации эффективного налогового контроля имеют камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральная налоговая проверка в отличии от выездной требует значительно меньше временных затрат. Практикой установлено, что количество камеральных проверок превышает количество выездных в среднем в 4 раза.

Камеральная налоговая проверка является одной из форм оперативного налогового контроля и осуществляется в соответствии со статьей 88 Налогового Кодекса РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями установленными Федеральным законом «О государственной гражданской службе», должностным регламентом и иными нормативно-правовыми актами, без специального решения руководителя налогового органа, что обеспечивает оперативность данной формы налогового контроля.

Как правило проверке подлежит текущая деятельность налогоплательщиков, однако исключениями могут быть уже прошедшие периоды времени, в случаях, когда налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация.

Объектами камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиком, а также иные документы касающиеся деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

В ходе камеральной проверки налоговым органом также могут быть истребованы документы у контрагента или иных лиц, располагающими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.

Читайте так же:  Росстат в сзфо для ип в рф (индивидуальных предпринимателей)

По результатам камеральных проверок в ходе которых установлено не полное исчисление налога, возможно дополнительное начисление налога, а также применение санкций за нарушения, факты, совершения которых не требуют документального подтверждения. По таким нарушениям руководителем налогового органа принимается решение на основании докладных (служебных) записок должностного лица проводившего проверку.

В случае, если по результатам камеральной проверки установлены несоответствия или нарушения, то налогоплательщику предлагается внести в документы необходимые уточнения и изменения. При этом, налоговый орган может выставить требование о предоставлении пояснений, которые подтверждают правильность исчисления и уплаты налогов в установленный законодательством срок.

Ошибки, выявляемые в ходе камеральной проверки, можно разделить на три основные группы:

‒ аналитические (в основном связаны с неправильным заполнением деклараций);

‒ нарушение срока представления деклараций или уплаты налога.

Стоит учесть, что налоговые органы имеют право привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, например в случае предоставления уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с увеличением суммы к уплате в бюджет, при этом без ее фактической уплаты. Таким образом возникает налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 122 Налогового Кодекса РФ.

[2]

Процесс осуществления камеральной проверки можно разбить на три метода: формальная проверка; арифметическая проверка; нормативная проверка.

Формальная проверка представляет собой поверхностный осмотр представленных налогоплательщиком документов, исследуя наличие всех необходимых документов и реквизитов без их детального изучения.

Арифметическая проверка предполагает контроль правильности бухгалтерских расчетов и итоговых сумм.

Нормативная проверка подразумевает исследование документов на их соответствие действующему законодательству, позволяя выявить незаконные по содержанию документы и установить факт получения необоснованной выгоды.

Кроме того, при исследовании нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, проводится встречная проверка и метод взаимного контроля.

Вместе с тем осуществляется проверка сроков уплаты налогов и представления документов. Проведения таких мероприятий позволяет выявить операции без документального подтверждения, однако учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции.

Сроки проведения камеральной проверки установлены статьей 88 Налогового Кодекса РФ. Независимо от того когда инспектор фактически преступит к изучению материалов проверки, ее срок начинает течь со следующего дня за днем представления налоговой декларации. Ранее это срок составлял три месяца, но с момента вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ сроки проведения камеральных проверок сократились до двух месяцев, однако возможно проведение проверки в привычные три месяца, но в случаях, когда налоговым органом установлены и доказаны нарушения. Для иностранных организаций срок проведения камеральной проверки не изменился и составляет 6 месяцев.

В случаях, когда установлен факт совершения налогового правонарушения налоговым органом в соответствии со статьей 100 Налогового Кодекса РФ составляется акт камеральной налоговой проверки в котором излагаются обстоятельства совершенного правонарушения. Затем данный акт в соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового Кодекса РФ вручается налогоплательщику в пятидневный срок. В свою очередь налогоплательщику предоставляется месяц на предоставление возражений, пояснений, ходатайств по проведенной проверке. По истечению срока для предоставления возражений налоговый орган в соответствии со статями 100 и 101 Налогового Кодекса РФ в течение десяти дней обязан вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Кроме того, учитываются обстоятельства, отягчающие либо смягчающие ответственность.

В случае принятия решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в нем обязательно излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, приводится перечень документов или иных сведений, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельства, которые согласно статье 109 Налогового Кодекса исключают привлечение налогоплательщика к ответственности.

Если в ходе камеральной проверки инспектором выявлена неуплата или неполная уплата налога, в решении приводится предложение о его уплате, а также уплате пени.

Решение налогового органа так же, как и акт камеральной проверки, подлежит вручению налогоплательщику в пятидневный срок.

Подводя итог, стоит отметить, что качественное и полноценное проведение камеральной проверки с углубленным изучением представленных налогоплательщиком документов и иных сведений имеющихся у налогового органа, касающихся деятельности данного плательщика, позволяет своевременно выявить недобросовестных налогоплательщиков в отношении которых необходимо проведение выездной проверки.

Кроме того, налоговым органам следует уделять максимальное внимание правовому изучению материалов камеральных проверок и обязательное участие при подготовке актов и решений по результатам проверок специалистов юридических подразделений, а также их последующее сопровождение при рассмотрения соответствующих дел в арбитражных судах.

Налоговые проверки

Согласно действующему налоговому законодательству установлены два вида проверок.

Понятие налоговой проверки, виды и классификации

Налоговая проверка может быть камеральная и выездная. Каждый из этих видов регулируется Налоговым кодексом.

Под понятием «налоговая проверка» понимается совокупность действий со стороны налогового органа, которые нацелены на проверку, контроль и правильность перечислений от плательщика в государственный бюджет соответствующего уровня налогов, сборов, причитающийся пени при их наличии, а также штрафов.

Виды налоговых проверок классифицированы по характеру действий. Камеральная налоговая проверка подразумевает проверку налоговым органом по месту его нахождения всей документации, которая имеется в распоряжении, а также сопоставление с теми документами, которые представляют в налоговый орган плательщики. То есть это проверка, так называемая – номинальная, а не фактическая, на местах.

Выездная налоговая проверка подразумевает проверку уже на месте – по месту нахождения плательщика.

Цель такой проверки – сопоставление достоверности и полноты представляемых сведений от плательщика, проверку всех деклараций, отчетов, расчетов, которые плательщик ведет в ходе своей деятельности. Решение о том, что налоговая проверка будет носить выездной характер, принимает руководитель или исполняющий его обязанности и функции лицо налогового органа.

Если плательщик не в состоянии предоставить для проверки помещения, то налоговый орган вправе изъять всю необходимую для проверки документацию и провести проверку на своей территории.

Ранее виды налоговых проверок включали в себя и встречную проверку, но на сегодняшний день эта налоговая проверка трансформировалась в запрашивание и истребование документации с плательщика налоговыми органами для сопоставления данных.

Читайте так же:  Как проверить кадастровый номер земельного участка через интернет

Несмотря на то, что термин «встречная налоговая проверка» исключен из Кодекса, сама проверка, по сути, осталась – сверка документации, цель которой проверка подлинности и достоверности предоставляемых данных.

Особенности проведения проверок

Основной задачей любой налоговой проверки является проверка документов, связанных с доходами и расходами плательщика, уплаты с этих доходов и расходов налогов и сборов, которые причитаются по закону этому плательщику. Но каждая налоговая проверка имеет свои особенности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.

При этом направляется акт налоговой проверки, как правило, в электронном виде плательщику с использованием сети Интернет. А по результатам выездной проверки – на бумажном носителе.

Акт налоговой проверки в любом случае содержит следующие данные:

  • наименование организации;
  • вводную часть;
  • описательную часть;
  • итоговую часть.

В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

В описательной части акт налоговой проверки прописывает факты о выявленных нарушениях или отсутствии таких фактов, мелкие недочеты, которые необходимо будет устранить плательщику.

К каждому факту нарушения или недочета должны быть приписаны ссылки на нормативно-правовые акты, которые регулируют конкретный вопрос, ссылки на указанные нарушения, способы их устранения, меры наказания при неисполнении.

В итоговой части указываются способы устранения выявленных нарушений, а также данные тех, кто проводил проверку. В итоговой части так же прописывается право плательщика на выдвижение возражений по проведенной проверке.

Выездная проверка содержит некоторые особенности при проведении. Так, представители налоговых органов вправе запрашивать любые документы, непосредственно связанные с деятельность плательщика в вопросах налогообложения, получения прибыли или расходов, а плательщик не вправе утаивать наличие таких документов.

Время налоговой проверки камерального типа составляет ровно три месяца после подачи декларации. То есть: плательщик подает налоговую декларацию на рассмотрение в налоговый орган, а он в свою очередь в течение трех месяцев проводит проверку в отношении плательщика.

Если же проверка носит выездной характер, то срок на проведение составляет – 2 месяца. Однако в некоторых случаях она может быть продлена до 4-6 месяцев.

Повторная проверка

Повторная налоговая проверка может проводиться в двух случаях:

  • при решении вышестоящего налогового органа;
  • при подаче плательщиком уточненной декларации, которая является основанием для снижения налоговой ставки.

В первом случае проведение налоговых проверок обуславливается сразу двумя моментами: для проверки работы налогового органа, который проводил первую проверку, и для проверки соответствия налоговому законодательству плательщика.

Во втором случае проверка проводится для того, чтобы проверить новые данные, полученные от плательщика. Так, при уточненной налоговой декларации нередко сумма НДС уменьшается, что ведет к сокращению поступающих в государственный бюджет средств.

Обязанность налогового органа — проверить достоверность сведений и оснований для такого уменьшения.

Повторная проверка на основе уточненной декларации проводится в установленные законом сроки – до трех месяцев. Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения, а декларация приобретает статус недостоверной и неточной, то плательщика об этом уведомляют путем направления акта о проверке. При этом о камеральной проверке плательщика не всегда уведомляют – это право налогового органа.

Обязанностью у налогового органа является направление акта о рассмотрении материалов налоговой проверки в отношении плательщика.

Лица, которые проводят проверки

Камеральную проверку, согласно налоговому законодательству, проводят уполномоченные лица – сотрудники налогового органа, к которому территориально относится плательщик, непосредственно после поступления на рассмотрение декларации.

[3]

Специального разрешения или указания от руководителя на проведение камеральной налоговой проверки не поступает. Должностные лица обязаны своевременно, а именно – в течение трех месяцев, провести проверку самостоятельно, составить и направить плательщику акт, известить о результатах руководителя налогового органа. Он подписывает акт после проверки.

Выездную налоговую проверку проводят уполномоченные и назначенные руководителем налогового органа лица. Руководитель назначает дату проверки, назначает лиц, которые будут ее проводить, устанавливает ответственных за проведение и извещение плательщиков о проверке.

Задача уполномоченных лиц – своевременно провести проверку по всем правилам налогового законодательства, известить плательщика, в отношении которого проводится проверка, составить акт, предоставить его руководителю для ознакомления, отправить плательщику. Срок выездной проверки не может превышать полугода, средний срок – два календарных месяца.

Понятие и виды налоговых проверок. Особенности их проведения

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (ст. 87 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющ ихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Читайте так же:  Какие налоги платит ип (налогообложение)

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по местонахождению организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 89 НК РФ. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

1) полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

2) предмет проверки, т. е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

3) должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки (ст. 89 НК РФ). (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 513 | Нарушение авторских прав

Особенности проведения камеральной налоговой проверки

Налоговые проверки являются формами налогового контроля. Один из видов налоговых проверок, которые проводят налоговики, – камеральная налоговая проверка. В отличие от выездной налоговой проверки «камералка» проходит в ограниченных возможностях для налоговиков, а также имеет свои особенности. В данной статье рассмотрим норму закона, которая регулирует порядок проведения камеральной налоговой проверки.

Право проводить налоговые проверки предоставлено налоговым органам ст. 31, 82, 87 НК РФ. Непосредственно проведение камеральной налоговой проверки регулируется ст. 88 НК РФ.

Особенность камеральной налоговой проверки в отличие от выездной проверки состоит в следующем:

1) Проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и представленных налогоплательщиком документов (п. 1 ст. 88 НК РФ). Камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона (Определение КС РФ от 08.04.2010 № 441-О-О).

Камеральная налоговая проверка является счетной проверкой представленных документов, которая не должна подменять собой выездную проверку (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 № 14766/05);

2) Проводится должностными лицами налогового органа без какого-либо решения на проверку (п. 2 ст. 88 НК РФ). Налоговому органу предоставлены полномочия на проведение камеральной проверки по определенному налогу только при наличии представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) по данному виду налога. Такой вывод следует из правовой позиции, сформулированной Высшим абитражным судом Российской Федерации в постановлении от 26.06.2007 № 2662/07;

3) Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Течение трехмесячного срока проведения «камералки» начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета), на это указывают налоговики – письмо ФНС от 13.09.2012 №АС-4-2/15309. С этим мнением можно согласиться, поскольку под проведением проверки подразумевается осуществление налоговым органом какого-либо действия, в связи с чем только после получения декларации (расчета) у налоговиков появится возможность осуществлять мероприятия налогового контроля. Данный вывод можно сделать из Постановления Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 3303/10.

Однако предусмотренный указанной нормой срок для проведения камеральной проверки не является пресекательным, поэтому его несоблюдение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его взысканию в пределах сроков принудительного взыскания и не может являться основанием для признания незаконными действий налогового органа по проведению мероприятий налогового контроля и принятию решения по итогам рассмотрения материалов проверки. На это указано в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом, проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ, не является основанием для признания недействительным решения налоговой инспекции, принятого по результатам проверки.

Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 № 3355/07, информация о деятельности налогоплательщика, полученная налоговым органом у компетентных государственных органов по окончании проверки, должна оцениваться судами по правилам оценки доказательств с учетом ее значимости для разрешения спора, а также своевременности и адекватности предпринятых налоговым органом мер в целях ее получения.

Нарушение трехмесячного срока проведения налоговой проверки влияет лишь на то, что за его пределами налоговый орган не может истребовать у налогоплательщика какие-либо документы (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 №103409, Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75).

Начальным этапом активных действий налогового органа в отношении налогоплательщика является направление последнему сообщения с требованием представить пояснения или внести соответствующие исправления. Такое право у налогового органа возникает лишь в случаях выявления ошибок и (или) противоречий в представленной налоговой декларации, выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3, 4 ст. 88 НК РФ).

Читайте так же:  Страхование дмс общие положения и особенности

Указанные полномочия налогового органа носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (Определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О).

В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Этот вывод отражен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08.

Следующим этапом активных действий налоговиков является истребование документов у налогоплательщика в ходе «камералки». Данное право налоговый орган может лишь реализовать в следующих случаях:

— использования налогоплательщиком налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

— заявления налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88 НК РФ);

— при проведении проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Обязанность представить в налоговый орган документы возникает у налогоплательщика только при направлении ему налоговым органом требования об этом (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 №15557/06).

Понятие налоговой проверки. Особенности проведения выездной и камеральной налоговых проверок

Налоговая проверка — основная форма налогового контроля, представляющая собой совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.Налоговые органы вправе проверять любые организации, независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.

Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят два вида проверок:1) камеральные проверки (ст. 88 НК РФ);2) выездные проверки (ст. 89 НК РФ).

Все остальные проверки не могут называться налоговыми, хотя и проводятся налоговыми органами. Основное отличие налоговых проверок от остальных — это то, что порядок их проведения прописан НК РФ, а проведение других проверок частично регламентируется общими правилами административного производства, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях, и частично ведомственными нормативными актами.

Камеральная налоговая проверка — проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.Срок проведения камеральной налоговой проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Продление срока камеральной налоговой проверки не допускается.

Составление акта по результатам проведения камеральной проверки возможно только в единственном случае — при выявлении нарушений. В случае выявления ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Должностное лицо может составить акт проверки только после рассмотрения представленных пояснений либо при отсутствии пояснений налогоплательщика.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки, и вручает ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения налогоплательщика от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки составляется акт налоговой проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка. Об отказе подписать акт делается соответствующая запись.

Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, он в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. В соответствии со ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки лишь по истечении 10 дней с момента истечения 15 дней, в течение которых налогоплательщик мог подать свои возражения на акт. В исключительных случаях указанный 10-дневный срок может быть продлен на один месяц.

Налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, для чего руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает его о времени и месте рассмотрения материалов проверки.По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести одно из следующих решений:1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 651 | Нарушение авторских прав

Особенности проведения налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here