Особенности категории а

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Особенности категории а" от профессионалов для занятых людей. Здесь все полностью и досконально расписано. Если вы не нашли ответа на ваш вопрос, то вы всегда можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

ПДД категории «А»

Отличия ПДД для водителей мотоциклов

Правила дорожного движения (ПДД) говорят о том, что мотоциклисты при движении по дороге должны действовать так же, как и водители, управляющие любыми другими транспортными средствами. Но, несомненно, ряд пунктов правил предусматривает некоторые особенности и имеет отличия для водителей мотоциклов. Во-первых, Пункт 1.1 предусматривает выделение мотоциклов в качестве отдельной категории ТС. Правила, действующие с 1994 года, к мотоциклам относят, в том числе и четырехколесные механические транспортные средства весом до 400 кг в полностью снаряженном состоянии. Данное изменение ПДД дало возможность легализовать мотоциклы на 4х колесах, которые имеют сертификат для поездки по трассам общего назначения.

Но т.к. все четырехколесные мотоциклы, произведенные заграницей, такого права не имеют, то это исключение сделано только для моделей российского и украинского производства — «Рысь», «ЗДК-4ШП», «ЗиМ-350».

Если вы внимательно прочитаете данный пункт ПДД, то несомненно заметите, что ограничение по весу относится исключительно к трех- и четырехколесным моделям мотоциклов. Действительно, ведь мировой моторынок представляет несколько, достаточно популярных двухколесных мотоциклов, вес который превышает данный лимит, например Хонда Gold Wing.

Так же к категории мотоциклов относятся и скутеры, рабочий объем движка которых, больше 50 кубических сантиметров и любое транспортное средство с таким же объемом двигателя и способное развивать скорость до 50 км/ч. Все ТС, имеющие меньший объем двигателя и не умеющие развивать такую скорость относятся к мопедам.

К управлению мопедом и мотоциклом допускаются лица, достигшие 16-ти летнего возраста и имеющие водительские права категории «А». ПДД нашей страны не ограничивают право управлять различными категориями мототехники в зависимости от возраста мотоциклиста или его опыта, какой бы рабочий объем и скорость не имел бы мотоцикл.

Пункт 1.1 ПДД наряду с вышесказанным говорит о том, что мотоциклист относится по своей сути и правам к пешеходам. Это правило, зачастую, дает возможность отделаться от штрафной санкции при некоторых нарушениях: при движении под запрещающий знак или парковке на тротуаре, поездке по пешеходному переходу или при закрытом шлагбауме через железнодорожный переезд и т.п. Одно лишь отличие мотоциклиста от пешеходов — даже вне населенных пунктов водитель двигается по направлению движения транспорта. А не против.

Пункт 2.1.2 ПДД говорит об обязательном использовании, как мотоциклистом, так и его пассажиром специального шлема и при этом он должен быть обязательно в застегнутом состоянии. Не допускается использование велосипедных, строительных или каких-либо других, не приспособленных для езды на мотоцикле шлемов.

Скорость при движении по любой дороги, в том числе и автомагистрали не должна превышать 90 км/ч, о чем говорится в п. 10.3 ПДД. Это больше, чем было в предыдущей редакции правил, по которым мотоциклистам нельзя было превышать скорость в 70 км/ч. Зато по п. 12.2 современных ПДД мотоциклисты имеют право парковаться в два ряда, чего нельзя делать автомобилистам, но при этом нельзя нарушать знаки 7.6.1-7.6.9. «Способ постановки транспортного средства на стоянку».

Новые правила также говорят о том, что мотоциклы и мопеды должны ездить с включенным ближним светом фар даже днем. По пункту 19.5 ПДД не предусматриваются исключения и для старых машин с генераторами малой мощности с электрическим оборудованием в 6V. Даже такие крупные представители мотоциклов как трех — и четырех колесные, которые достаточно хорошо видны на дорогах не исключение.

По п. 20.4 нельзя осуществлять буксировку при помощи мотоциклов, не имеющих бокового прицепа и буксировать их. По п. 21.4 к обучению управлению мотоциклами допускаются лица не моложе 14 лет, а к управлению только лица, достигшие 16-ти летнего возраста (п.24.1). Пункт 22.8 рассказывает об ограничениях на перевозку пассажиров. Нельзя осуществлять их перевозку на мототехники, конструкция которой не предусматривает дополнительного места для сидения. Нельзя этого делать в кузове мотороллера, предназначенном для перевозки грузов или на топливном баке. Дети, возраст которых не достиг 12-ти лет можно перевозить только в коляски мотоцикла, а на заднем сидении нельзя. Все пассажиры, в том числе и дети должны быть в шлемах и пристегнуты, другой вопрос. Что детские шлемы купить достаточно сложно.

Специально для водителей мотоциклов есть знак 3.5, который запрещает их движение. Мопеды же должны подчиняться другому знаку, запрещающему движение велосипедистов.

Скутерам и мопедам запрещается движение по автомобильным магистралям, а том где движение разрешено необходимо ехать по обочине или крайней правой полосе, о чем говорится в пункте 24.2 действующих ПДД. Согласно п. 24.3 нельзя во время движения снимать даже одну руку с рулевого управления. Пассажиров на таком ТС перевозить запрещено. А детей только в возрасте до 7 лет необходимо везти только в специализированном кресле, имеющем подножки. При наличии велосипедной дорожки на мопеде или скутере надо двигаться исключительно по ней, а поворачивать или разворачиваться влево при наличии на дороге больше одной полосы нельзя ни в коем случае. Так же этого нельзя делать при наличии на шоссе трамвайных путей.

Передвигаясь на мопеде вы не имеете право брать на буксир велосипед или принимать подобную услугу от них. Об этом гласит п. 24.3 ПДД. Согласно п. 24.4, если велосипедная дорожка пересекает проезжую часть, то уступать путь необходимо в любом случае.

© 2007-2019 «Мотоинструктор.Ру»
Все права защищены

Категория А

Срок обучения: 2.5 месяца

Теоретическая часть: 108 часов

Практическая часть: 18 часов

Стоимость обучения: 12900.00 руб.

[3]

Транспортные средства, которые включает категория «А»

Вот термин, который дают ПДД: «Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт. Говоря простым языком, это мотоциклы и мотоциклы, оборудованные колясками.

Читайте так же:  Злостное уклонение от уплаты алиментов — виды назакания

Водительские права этой категории – особенности получения

Водительское удостоверение категории «А» сегодня достаточно популярно. Получить его большинство стремиться, желая сократить затраты на горючее, кто-то ценит маневренность, особенно в условиях мегаполисов, когда так хочется сохранить время для более важных моментов, чем стоять в пробках часами, другие превращают езду на байке в стиль жизни.

Но главное при управлении мотоциклом – никогда не забывать о безопасности, потому как получив права категории «А», можно почувствовать свободу со значительным риском для собственной жизни. К процессу обучения следует подойти с усердием, вниманием и пониманием, что важно научиться маневрировать успешно в условиях города.

Это основная задача. Ехать по прямой несложно, но выполнять повороты, развороты, особенно на скользкой дороге или лавировать между автомобилей в длинной пробке – это уже удел настоящих профессионалов. Как и выполнение различного рода трюков, которые, не имея особой подготовки, выполнять не следует.

Сдача на права категории «А» подразумевает обязательное прохождение практического курса и курса теории во время обучения в автошколе. Обучение на права категории «А» в теоретической части отличаются незначительно от обучения для водителей легковых автомобилей, ПДД изучают все те же, разница заключается в приобретении непосредственных практических навыков, то есть непосредственного опыта вождения с инструктором.

Ключевую роль в том, насколько безопасным будет вождение для самого водителя, так и для всех остальных участников дорожного движения играет обучение.

[2]

Категория «А» позволяет управлять и транспортными средствами, относящимися к подкатегории «А1», «М».

Учиться и сдавать на права категории «А» могут исключительно лица, достигшие совершеннолетия (18 лет).

До появления принятых нововведений в основы действующего законодательства 2014 года водительские права на мотоцикл можно было получить экстерном. Сейчас получить права категории «А» можно только после прохождения обучения в автошколе.

После завершения обучения в автошколе предстоит сдача квалификационного экзамена на права категории «А».

На теории будет предложено на аппаратно-программном комплексе ответить на 20 вопросов экзаменационных билетов, разбитых на четыре блока, по пять вопросов каждый. Если допускаются не более двух ошибок (в разных блоках), то даются дополнительные вопросы (по пять вопросов на каждую ошибку).

Практическая часть экзамена состоит из упражнений, выполняемых только на площадке. Основная задача – не «заглохнуть» и соблюсти существующий порядок упражнений во время сдачи экзамена.

Если оба этапа пройдены, то в автошколе присваивается свидетельство о профессии водитель и учащийся допускается до сдачи экзамена в ГИБДД.

Для выполнения упражнений во время экзамена в ГИБДД на площадке предоставляется транспортное средство автошколы или ГИБДД, но если у кандидата в водители имеется свой мотоцикл, на котором он чувствует себя увереннее, то можно привезти транспортное средство на экзамен и сдавать на нем.

Мотоциклист менее защищен, если сравнивать его с водителями иных транспортных средств. Такая уязвимость, сочетающаяся с бесшабашностью, приводит к тяжелым последствиям. Теоретические знания, практика за рулем, полученные в автошколе на занятиях, способствуют безопасности на дороге.

Категории водительских удостоверений

Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 «Категории водительских прав»). Для того чтобы получить водительское удостоверение определенной категории, требуется сдать экзамен. Стоит отметить, что для того, чтобы управлять велосипедом, сдавать такой экзамен не требуется, хотя не стоит забывать об установленных возрастных ограничениях для движения на нем по дорогам – 14 лет (п. 24.1 ПДД).

Таблица 1. «Категории водительских прав»

Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «А», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «В» — подкатегории «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «С» — подкатегории «С1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «СЕ» — подкатегории «С1E», категории «DE» — подкатегории «D1E». Российское национальное водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортными средствами, подтверждающие право на управление транспортными средствами любой из этих категорий или подкатегорий, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «М» (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Водительское удостоверение любой категории выдается на срок 10 лет, за исключением лиц, временно пребывающих на территории России и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений. В этом случае выдача российского водительского удостоверения производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.

Квадрициклы, трициклы и мопеды

Не следует путать понятия «КвадрОцикл» и «КвадрИцикл». К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см.;
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
  • в случае электродвигателя – номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Читайте так же:  Дают ли материнский капитал, если рождается двойня в рф

Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Мопед – это двухколесное или трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см., или — в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория прав А — Мотоциклы, трициклы и квадрициклы (+B1 с отметкой MS)

Кто вкусил ощущение свободы при езде на мотоцикле навряд ли сможет отдать предпочтение четырехколесным средствам передвижения в будущем. Права категории А дают возможность управлять мототехникой практически без ограничений. При замене водительского удостоверения многие мотоциклисты заметили, что на обратной стороне ВУ у них появились новые пометки «М», А1 и В1 в тандеме с аббревиатурой MS. Что все это обозначает, на чем можно ездить и как получить возможность управлять этим спектром транспортных средств рассмотрим в статье.

Какие категории откроют при замене водительского удостоверения категории А

Водители мотоциклов будут приятно удивлены в ГИБДД при замене прав, ведь вместо одной категории будет открыто сразу четыре. Они позволяют своему обладателю управлять следующей мототехникой:

  • М — мопеды
  • А1 — легкие мотоциклы
  • А — мотоциклы
  • B1 с отметкой AS — трициклы и мотоциклы с «мотоциклетным» типом руля и посадкой

[1]

На чем можно ездить

Если собрать в кучу все характеристики мотоциклов категории А, то можно вывести определенные критерии, в рамках которых должно находится транспортное средство:

  • Нагруженная масса не должна быть более 400 кг;
  • Количество колес от 2 до 4;
  • Допустимо использование бокового прицепа.

Таким образом, обладатель водительского удостоверения обладает разнообразным выбором мототехники, которой разрешает управлять открытая категория А. Исходя из представленных выше характеристик ездить можно на следующих транспортных средствах:

  • Мотоциклы всех видов и модификаций, предназначенных для дорог общего пользования;
  • Скутеры, мопеды и велосипеды с подвесным двигателем;
  • Трициклы
  • Квадрициклы

Что такое трициклы и квадрициклы в правах с категорией А и отметкой AS

Если у вас стоит стоит отметка AS в 12 графе водительских прав напротив категории B1, то обязательным условием при управлении трициклами и квадрициклами является наличие руля в форме перекладины (не в форме круга) и посадка «верхом». Отсутствие такой пометки говорит о том, что водительское удостоверение позволяет управлять автомобилями и дает право ездить на квадрицикле или трицикле с автомобильной посадкой (диван или кресло) в паре с рулевым колесом.

С понятием трицикл ни у кого не должно возникнуть вопросов. Ответ лежит на поверхности — это мотоцикл с 3 колесами (иногда и автомобиль). Причем ось с двумя колесами может находиться как спереди так и сзади.

А вот квадрицикл вызывает немало вопросов у непросвещенных обладателей прав с категорией А и открытой в паре В1. Из названия становится понятно, что это четырехколесное транспортное средство предназначенное для дорог общего пользования. Нередко внешний вид у них мало чем отличается от квадроциклов. Но квадроцикл это внедорожная техника, которая подлежит регистрации в Ростехнадзоре, и подразумевает наличие у его владельца прав на трактор. А квадрицикл это дорожное транспортное средство, которое подлежит регистрации в ГИБДД.

Иными словами, водительское удостоверение с открытой категорией А позволяет управлять квадрициклами и трициклами у которых имеется ПТС (паспорт транспортного средства) и оно предназначено для езды по дорогам. Если дать совсем грубое определение, то документы должны быть оформлены как на автомобиль или мотоцикл, чтобы поставить на учет в Госавтоинспекцию.

Как получить права категории А

Вариантов немного, а точнее всего один: потребуется проходить обучение в специализированном учреждении, и только после сдавать экзамены на водительское удостоверение в ГИБДД. Если у кандидата в водители мотоцикла есть права категории Б, то сдать на А получится только в общем порядке — экстерн отменили еще в 2013 году. Будущему мотоциклисту потребуется пройти ряд испытаний:

  • Обучение в автомотошколе (срок от 1,5 до 3,5 месяцев);
  • Прохождение внутренних проверок и получение водительской карточки об успешном прохождении обучения в образовательном учреждении. Без нее не допустят до экзаменов в Госавтоинспекции.
  • Сдача экзаменов в ГИБДД (Теоретический курс — билет из 20 вопросов, допускается 2 ошибки, но за каждую придется дополнительно отвечать на группу вопросов и практический — вождение мотоцикла на специально подготовленном автодроме)

Со скольких лет можно получить ВУ

По общему правилу на территории Российской Федерации любой гражданин РФ не имеющий медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами будет допущен к обучению в автошколе с 16 лет. А получить водительское удостоверение и сдать экзамены в ГИБДД можно лишь с 18 лет, в отличие от категорий М и А1 где возрастные рамки мотоциклистов сдвинуты на 2 года и составляют 14 и 16 лет соответственно. Таким образом получение ВУ возможно с 18 лет.

Чтобы управлять мотоциклом у кандидата должна быть медицинская справка

В отдельной статье мы рассмотрели все о медицинской справке и каких врачей требуется обойти для получения ВУ категории А. Медсправка, по новому закону, действительна в течение 1 года. Если за это время вы планируете сдать на право управления другими транспортными средствами, сразу откройте планируемые категории.

Читайте так же:  Аренда земельных участков находящихся в муниципальной собственности
Видео (кликните для воспроизведения).

И отдельная рекомендация — проходите медкомиссию до оплаты обучения в автошколе. Может получиться так, что вы начнете обучаться, а у вас будут обнаружены медицинские противопоказания к управлению мотоциклом — в этом случае до экзамена вы будете не допущены, а деньги за обучение будет проблематично вернуть.

Какие упражнения требуется сдать на автодроме

Если в ГИБДД вы успешно сдадите теоретическую часть — экзамен будет продолжаться на специально подготовленной площадке. В него входит обязательная сдача упражнений:

  • Демонстрация разгона и торможения и умения проходить «габаритный полукруг» и «коридор»;
  • Проезд «змейки», «колейной дороги» и маневрирование на мотоцикле на малой скорости;
  • Проезд «восьмерки».

Таким образом, после успешной демонстрации своих навыков сотруднику ГИБДД на автодроме вы получите права с категорией А. Проверка навыков вождения в городских условиях для мотоциклов не требуется.

Категория В1: какие машины можно водить

Нынешнее многообразие транспортных средств наконец-то нашло своё отражение в российском законодательстве. В 2016 году у нас появилось несколько новых категорий для управления ТС – в частности, категория В1. Однако далеко не все водители успели узнать в подробностях о внедрённых новациях. Что же изменилось в старой категории В, какие машины можно водить с категорией В, и зачем она вообще нужна? Давайте разбираться вместе что это такое.

Категория В1 в водительских правах: что это?

На самом деле всё очень просто: старая, привычная категория В теперь обзавелась дополнительными подкатегориями:

  • собственно категория В – разрешает управление легковой машиной весом до 3,5 тонны, в которой могут ехать до 8-ми пассажиров;
    • подкатегория ВЕ – разрешает управление легковой машиной весом до 3,5 тонны, к которой прикреплён прицеп весом до 0,75 тонны, а в салоне могут ехать не более чем 8 пассажиров;
    • подкатегория В1 – разрешает управление трициклом либо квадрициклом, на котором стоит двигатель объёмом более 50 кубических сантиметров и весом меньше 0,55 тонны.

Как выглядит категория В1 в водительском удостоверении

Если ваш трицикл либо квадрицикл обладает более низкими характеристиками, то он соответствует требованиям, предъявляемым к мопедам. В этом случае для его управления понадобится открывать категорию М, а не В1.

Также нужно отметить, что если вы открываете категорию В1 , то в её 12-й графе у вас может быть проставлена пометка: буквы AS либо MS. Что это значит?

  • AS, или Automotive Steering, означает возможность управления ТС, которое оснащено автомобильным рулём. Кроме того, пометка предполагает наличие в вашем квадрицикле или трицикле настоящего автомобильного сидения, а не мотоциклетного седла.
  • MS, или Motorcycle Steering, означает управление квадрициклом либо трициклом, в котором вместо автомобильного руля установлен мотоциклетный руль и мотоциклетное же седло вместо сидения.

Машины, которые можно водить с категорией B1

Итак, водительские права для подкатегории В1 необходимы для управления квадрициклами и трициклами. Это достаточно экзотичные для нашей страны автомобили, хотя их количество на дорогах России в последние годы, несомненно, увеличилось.

  • Трицикл, который необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить права на его вождение, представляет собой трёхколёсный мототранспорт, оснащённый двигателем с объёмом камеры не меньше 50 кубических сантиметров. Впрочем, это может быть и электрический трицикл.

Как может выглядеть трицикл

  • Квадрицикл – это четырёхколёсный мототранспорт, двигатель которого развивает мощность до 20 лошадиных сил, и который подлежит регистрации в ГИБДД. Если на нём вместо ДВС установлен электродвигатель, то его мощность не должна превышать 15 КВт. Масса квадрицикла должна быть не более 400 кг (до 550 кг, если квадрицикл предназначен для перевозки грузов), а скорость передвижения может превышать 25 км/ч.

Как может выглядеть квадрицикл

Нередко квадрициклы в нашей стране путают с квадроциклами. Между тем, разница есть: квадрОциклы – это внедорожные лёгкие мотосредства без кабины, на которых не разрешается ездить по дорогам общего пользования. КвадрИцикл же вполне может иметь кабину, и специально предназначен для движения по автомобильным дорогам: фактически это либо мотоколяска, либо микроавтомобиль.

Как открыть категорию В1 в водительских правах?

Для открытия подкатегории В1 не нужно сдавать никаких специальных экзаменов. Она присваивается водителям, которые прошли полноценное обучение и сдали экзамены:

  • по категории В – одновременно присваивается подкатегория В1 с пометкой AS;
  • по категории А – одновременно присваивается подкатегория В1 с пометкой MS.

Если вы являетесь опытным водителем и восстанавливаете свои действующие в настоящее время водительские права по причине их утери, то подкатегорию В1 вам откроют автоматически, без экзаменов, при получении дубликата удостоверения. Пометка об открытии подкатегории В1 проставляется на оборотной стороне бланка.

Если же вам необходимо получить удостоверение с категорией В1, то придётся проходить обучение и сдавать экзамен либо на категорию В, либо на категорию А, в зависимости от того, каким ТС вы собираетесь управлять. Одновременно с категорией В либо А вам откроют подкатегорию В1, о чём будет свидетельствовать запись в новеньком водительском удостоверении.

Раньше, если вы не планировали садиться за руль автомобиля, а намеревались передвигаться налегке, на двух- или трёхколёсном транспортном средстве, нужны были права категории А .

Однако с ноября 2013 года ситуация изменилась: были выделены новые категории и подкатегории прав, более чётко регламентирующие типы средств передвижения и соответствующих им водительских удостоверений.

Категории А и А1: в чём разница?

Взамен единой категории А теперь выделены две: собственно А и А1. Они позволяют управлять мотороллерами, мотоциклами и прочими видами мототранспортных средств.

Права А1 получить проще — их выдают водителям, достигшим 16 лет. Однако развить большую скорость на дорогах те не смогут: данная классификация рассчитана на средства передвижения с довольно скромной мощностью, менее 11 кВт. Объём двигателя внутреннего сгорания такой конструкции колеблется в диапазоне от 50 до 125 куб. см.

Читайте так же:  Размер суточных при командировках в бюджетных учреждениях в рф

Категория А включает в себя мотоциклы — то есть механические транспортные средства с двумя колёсами, могущие иметь боковой прицеп. Сюда же относятся и мотоколяски с тремя или четырьмя колёсами и массой в снаряжённом состоянии в пределах 400 кг (сейчас они встречаются довольно редко). Получить водительское удостоверение такой категории можно не ранее 18 лет.

Каким транспортом можно управлять с правами категории А

Если у вас есть права, где указана буква А, дополнительный экзамен на А1 сдавать не потребуется — эта подкатегория у вас открыта уже автоматически. Но если вы, наоборот, собираетесь перейти с А1 на А, придётся пройти дополнительное обучение у инструкторов.

Вас ожидают теоретические занятия в объёме 6 часов, практические — в объёме 4 часов, а также вождение в объёме, зависящем от вида трансмиссии: 6 часов для автоматики и 8 часов для механики.

Удостоверение А даёт право управлять средствами подкатегории В1 в том случае, если для них характерна мотоциклетная посадка или руль мотоциклетного типа. Если же вас интересуют транспортные средства другого типа из классификации В1 и при этом у вас есть права с буквой А, будьте готовы к 8 часам теории в автошколе, 4 часам практики и 6 часам вождения на автомате или 8 часам на механике. Обладатели прав В1 могут ездить на трициклах и квадрициклах (обычных, не лёгких). Переход с А1 напрямую на В1, минуя А, невозможен.

Иными словами, при наличии прав категории А вы сможете смело садиться за руль практически любых транспортных средств с двумя, тремя или четырьмя колёсами, чья мощность и скорость меньше, чем у легковых автомобилей — за исключением трициклов и обычных, не лёгких квадрициклов.

Что такое категории А и А1?

Согласно российскому законодательству для управления мототранспортом водитель обязан пройти обучение и получить права соответствующей категории. Несоблюдение этих условий приравнивается к езде без прав и влечет за собой административное наказание. Под прицел внимания журнала «Автоконсультация» сегодня попала категория А и А1 водительских прав – что это такое, чем они отличаются, и как их получить.

Классификация категорий прав на управление мототранспортом

Необходимая категория определяется характеристиками транспортного средства, управление которым предполагается. Исходя из этого параметра выделяются следующие варианты:

  • Категория М. Ее открытие дает право на управление скутером или мопедом, объем двигателя которого не превышает 50 см³. Получить водительское удостоверение могут лица, достигшие 16 лет, но обучение в мотошколе разрешается проходить и раньше. Поскольку категория М открывается автоматически при получении любого водительского удостоверения, курсы по подготовке водителей мопедов не востребованы, и группы набираются долго.
  • Категория водительских прав А1. Позволяет управлять легкими мотоциклами, объем двигателя которых не превышает 125 см³. Получить такие права могут лица, достигшие 16-летнего возраста после прохождения обучения и сдачи экзаменов. С практической точки зрения водителям 16-18 лет разумнее открыть категорию А1, получив в дополнение категорию М.
  • Категория А. После достижение 18-летнего возраста разрешается управление любыми мотоциклами, без ограничения мощности. Для этого также придется пройти обучение в мотошколе и экзамены в ГИБДД, но в качестве бонуса вы получите право на управление ТС категорий М и А1.

Таким образом, категория А водительских прав универсальна, и охватывает остальные мотокатегории. Если вы достигли возраста 18 лет, то имеет смысл открывать именно ее, автоматически получив право на управление легкими мотоциклами и скутерами.

Порядок обучения на водительское удостоверение категории А и А1

Для получения водительских прав необходимо обратиться в автошколу, имеющую лицензию на обучение вождению мототранспорта. Учиться управлению скутерами и легкими мотоциклами разрешается с 14 лет, но к экзамену в ГИБДД допуск получают только достигшие 16 лет граждане. Для тяжелых мотоциклов возраст обучения составляет 16 лет, а получения прав – 18 лет. Учебный процесс включает в себя следующие этапы:

  • Теоретическая часть. На занятиях будущие мотолюбители получают информацию о правилах дорожного движения, безопасного управления и эксплуатации мотоциклов, устройстве мототехники. В программу входят навыки оказания доврачебной медицинской помощи, освещение правовых аспектов дорожного движения. Также ученики узнают о правильном подборе экипировки.
  • Практическая часть. Занятия проходят на автодроме, на котором учащиеся овладевают навыками старта, торможения, тактики безопасного вождения и оттачивают экзаменационные упражнения. В стандартную программу входит 10 академических часов вождения, но их количество в разных школах может отличаться.
  • Внутренний экзамен. Этот этап позволяет справиться с волнением и потренироваться перед основным экзаменом в Госавтоинспекции.

Автошколы самостоятельно передают документы и назначают экзамен в ГИБДД. В ходе экзаменационного процесса учеников поддерживает представитель школы, а практический этап сдается на привычном мотоцикле.

Порядок сдачи экзамена: к чему готовиться

Согласно действующим нормам, экзамен разрешается сдавать в любом отделении, без привязки к месту регистрации или прохождения обучения. Если вы намереваетесь делать это отдельно от мотошколы, следует учитывать, что не все подразделения ГИБДД имеют собственный мотопарк, так что этот момент нужно уточнить.

Пакет документов

Для получения допуска к экзаменационному процессу в Госавтоинспекцию следует предоставить такие документы:

  • Удостоверение личности. Стандартом является паспорт, но наравне с этим обязаны принять удостоверение военнослужащего или военный билет (для служащих ВС РФ).
  • Медицинское заключение. В справке обязательно обозначается, что медосмотр пройден для получения водительского удостоверения категории А1 или А. Детальнее о получении медзаключения читайте в этой публикации.
  • Заявление установленного образца. Бланк для заполнения можно скачать на сайте ГИБДД или получить в МРЭО.
  • Сертификат об окончании курсов вождения соответствующей категории.
  • Квитанцию об оплате экзамена.

Раньше при наличии прав другой категории допускалась сдача экзаменов экстерном, без обучения в автошколе. Теперь эта норма отменена, и оканчивать курсы обязаны все водители.

Теоретический экзамен

Для успешной сдачи теоретической части экзамена следует готовиться не только на занятиях в мотошколе, но и самостоятельно. Очень удобны для этого телефонные приложения, в которых претендент на права отвечает на экзаменационные вопросы, а программа определяет ошибки и предлагает сложные вопросы чаще. Сама экзаменационная процедура выглядит следующим образом:

  • Экзамен сдается на компьютере, соединенном с центральным сервером МВД. Сотрудники МРЭО не могут повлиять на результаты ответов.
  • Из базы в 800 вопросов случайным образом выбирается 20, на которые предстоит ответить экзаменующимся. Допускается не более 2 ошибок.
  • В вопросах затрагиваются не только ПДД, но и правила эксплуатации мототранспорта, правовые аспекты, а также принципы оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Читайте так же:  Где брать справку о составе семьи — перечень документов для оформления

В случае успешного прохождения тестирования, экзаменуемый получает допуск к практической части. Если ошибок оказалось больше, повторная попытка разрешается не ранее, чем через неделю. Если неудачными оказались 3 попытки, придется вновь пройти обучение в мотошколе. Положительный результат действителен 3 месяца, в течение которых следует сдать практическую часть.

Практический экзамен

Сдача практики в Госавтоинспекции – волнительное событие для начинающих водителей, которым не хватает уверенности в себе и автоматизма при вождении. Главным и значимым отличием практической части для водителей, претендующих на право управления мототранспортом, является отсутствие экзаменационного этапа в реальных дорожных условиях. Практика сдается только на автодроме, и предполагает выполнение следующих заданий:

  • Упражнение, в ходе которого проверяется проезд по габаритному коридору, габаритному полукругу, разгон и торможение.
  • Второе упражнение предполагает экзаменацию навыка вождения на малой скорости, колейной дороги и езды змейкой.
  • Последней выполняется габаритная восьмерка.

Перед экзаменом вам обязаны предоставить 2 пробные минуты, необходимые для привыкания к мотоциклу и трассе. Все совершенные в это время ошибки не учитываются инспектором, и, если водитель почувствует неготовность, он имеет право отказаться от сдачи в этот день. После начала практической части все ошибки фиксируются экзаменатором по следующей градации:

  • По 1 штрафному баллу насчитывается за блокировку колеса перед стоп-линией, в случае неподачи рукой сигнала торможения, невключении ближнего света.
  • 3 штрафных бала получат водители, которые не включили во время остановки при работающем двигателе нейтралку, не переключили вовремя передачу, несвоевременно подали знак поворота, поспешили при движении на малой скорости или позволили заглохнуть двигателю при старте.
  • 5 штрафных баллов насчитываются за несоблюдение траектории езды, сбивание ограничительных конусов, пересечение или наезд на разметку или стоп-линию, касание ногой поверхности автодрома, остановку дальше, чем за 40 см от стоп-линии.

Допускается получение не более 5 штрафных баллов. При превышении их числа человек отправляется на пересдачу только практики.

Видео-инструкция: практическая часть экзамена на категорию А

Порядок и техника правильного выполнения практической части экзамена демонстрирует краткое видео, снятое экшн камерой на шлеме экзаменуемого:

В случае успешной сдачи водителю остается оплатить Государственную пошлину и подать все необходимые документы в ГИБДД или МФЦ. Детально процесс оформления водительских прав описан в этом материале «Автоконсультации».

Водительские права категории «А1»

Права А1 очень близки к категориям А и М, но все же выделяются в отдельный пункт. В категориях прав можно выделить иерархию: А1 включает в себя М, а категория А – и А1, и М. Это значит, что владельцы прав класса А имеют право управлять ТС, входящими в А1 и М. А водители, имеющие права А1, могут управлять также мопедами и скутерами. Поэтому после достижения 18 лет, рекомендуется получить сразу категорию А, включающую промежуточные А1 и М.

Категория Транспортные средства Со скольки лет можно получить
А Различный мототранспорт 18 лет
А1 Квадроциклы и легкие мотоциклы 16 лет
М Мопеды, скутеры, легкие квадроциклы 16 лет

Характеристика категории прав А1

Подкатегория А1 – ограниченная версия прав категории А. Ограничения связаны с характеристиками транспортного средства:

  • Объем камеры сгорания до 125 см 2 ;
  • Мощность двигателя до 11 КВт;
  • Вес транспорта до 550 кг;
  • Максимальная скорость – 45 км в час.

Обучение на категорию

Получают права категории А1 с 16 лет, но начать осваивать учебный курс в автошколе можно даже с 14. Срок обучения в автошколе зависит от успехов ученика и составляет от 2 до 4 месяцев, за которые ученик должен пройти все стадии:
  • Юридическое оформление обучающихся;
  • Получение теоретических знаний по управлению транспортом и правилам дорожного движения;
  • Практические занятия по управлению мототранспортом;
  • Прохождение тестовых заданий;
  • Получение водительского удостоверения.

Важно знать, что не все автошколы имеют право обучать людей вождению мототранспорта. Перед отплатой курсов следует проверить наличие лицензии.

Средняя цена прохождения учебных курсов в автошколе – 10 000 рублей. Однако, точно сказать, сколько стоит обучение, невозможно, потому что стоимость зависит от большого количества факторов:

  • Количество теоретических уроков;
  • Количество практических уроков;
  • Наличие других водительских прав;
  • Размер населенного пункта.

Сдача экзамена

Экзамен состоит из двух частей:

  • Теоретический экзамен;
  • Практическое испытание.

На первом этапе проверяется теоретическая подготовленность будущего водителя, знания правил дорожного движения. Осуществлять подготовку нужно по билетам ПДД 2018 года. Если экзамен не пройден, через неделю назначается пересдача. После прохождения теоретического экзамена дается 3 месяца, чтобы сдать практические испытания.

В практическую часть экзамена входит 3 упражнения:

  1. Управление транспортом на минимальной скорости, «змейка» или «колейная доска»;
  2. Езда по прямой линии, переключение передач, разгон и торможение;
  3. Езда по криволинейным траекториям, «габаритный полукруг/круг», «восьмерка», «змейка».

Пересдать практическое вождение можно тоже спустя неделю, но после двух неудач придется проходить обучение заново.

Пакет документов

Для прохождения экзамена нужно будет предоставить следующие документы:

  • Удостоверение личности;
  • Заявление установленного образца, которое можно скачать с официального сайта ГИБДД;
  • Сертификат о прохождении обучения от лицензированной автошколы;
  • Чек об оплате экзамена;
  • Медицинская справка (действует 5 лет после прохождения медицинского осмотра).

Как удостоверение личности может идти не только паспорт, но и удостоверение военнослужащего или военный билет.

Видео (кликните для воспроизведения).

В медицинской справке должны быть записи об отсутствии заболеваний

  • зрения, слуха;
  • сердца, сосудов;
  • психики;
  • неврологического характера (эпилепсия);
  • алкоголизма, наркомании.
Особенности категории а
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here