Особенности автономной некоммерческой организации по гк рф

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Особенности автономной некоммерческой организации по гк рф" от профессионалов для занятых людей. Здесь все полностью и досконально расписано. Если вы не нашли ответа на ваш вопрос, то вы всегда можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Особенности автономной некоммерческой организации по ГК РФ

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации

    Гражданский кодекс Российской Федерации:

    Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации

    1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

    2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

    1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

    2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

    2.1) общественных движений;

    3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

    4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

    5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

    6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

    7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

    [1]

    8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

    9) автономных некоммерческих организаций;

    10) религиозных организаций;

    11) публично-правовых компаний.

    12) адвокатских палат;

    13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

    14) государственных корпораций.

    15) нотариальных палат.

    4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

    [2]

    5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

    6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

    Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

    Особенности автономной некоммерческой организации по ГК РФ

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 123.25 ГК РФ. Управление автономной некоммерческой организацией

    Гражданский кодекс Российской Федерации:

    Статья 123.25 ГК РФ. Управление автономной некоммерческой организацией

    1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

    2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

    3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

    Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

    Особенности автономной некоммерческой организации по ГК РФ

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 123.24 ГК РФ. Основные положения об автономной некоммерческой организации

    Гражданский кодекс Российской Федерации:

    Статья 123.24 ГК РФ. Основные положения об автономной некоммерческой организации

    1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

    Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

    2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

    3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

    Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

    4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

    5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

    6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

    По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

    Читайте так же:  Особенности права представления наследства

    7. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

    8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

    Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

    Статья 123.24 ГК РФ. Основные положения об автономной некоммерческой организации

    Полный текст ст. 123.24 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 123.24 ГК РФ.

    1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

    Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

    2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

    3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

    Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

    4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

    5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

    6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

    По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

    7. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

    8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

    Комментарий к статье 123.24 ГК РФ

    1. Автономные некоммерческие организации, как и некоммерческие партнерства, являются сравнительно новым для нашего правопорядка видом юридических лиц. Они не относятся к числу корпораций, т.е. не имеют членства, и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и т.п.). От финансируемых собственниками учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на переданное им учредителями имущество.

    ________________
    См. Гражданское право. В 4 т. Т.1: Общая часть / отв.ред. Е.А.Суханов. М.: «Волтерс Клувер», 2004 / URL: http://eknigi.org/biznes/43686-grazhdanskoe-pravo-tom-i-easuxanova-m-volters.html
    Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет официальное понятие автономной некоммерческой организации и ее основные отличительные особенности. Среди особенностей автономной некоммерческой организации следует выделить:
    — отсутствие членства;
    — учреждение гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов;
    — цель деятельности — предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.

    При этом согласно п.4 комментируемой статьи учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

    2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает общие требования к уставу автономной некоммерческой организации, при этом иные положения и требования к уставу данной унитарной некоммерческой организации могут содержаться в иных законах.

    3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет правовые основы имущественных отношений между учредителями и автономной некоммерческой организацией. Так, имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью данной организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

    Данные нормы основаны на положениях п.2 ст. 56 ГК РФ.

    4. Пункт 5 комментируемой статьи закрепляет возможность осуществления предпринимательской деятельности автономной некоммерческой организацией, которая должна отвечать общим для некоммерческих организаций признакам соответствия целям, для достижения которых создана указанная организация. При этом осуществление предпринимательской деятельности возможно путем учреждения хозяйственных обществ или участия в них.

    5. Пункт 6 комментируемой статьи представляет собой дополнительное нормативное закрепление положений ст. 30 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не может быть ограничен в выходе из объединения. Особенностью вступления в члены автономной некоммерческой организации является то обстоятельство, что решение о новом члене своей организации учредители должны принять единогласно.

    6. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает единственную организационно-правовую форму преобразования автономной некоммерческой организации — фонд. Данное положение связано с тем, что обе организационно-правовые формы унитарных некоммерческих организаций являются, прежде всего, объединением имущества учредителей для достижения нематериальных и духовных потребностей.

    7. Пункт 8 комментируемой статьи закрепляет приоритет положений ГК РФ над другими законодательными актами в части закрепления правового положения автономных некоммерческих организаций, прав и обязанностей ее учредителей.

    8. Применимое законодательство:
    — ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
    — ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    — постановление Правительства РФ от 27.01.2012 N 33;
    — распоряжение Правительства РФ от 01.10. 2011 N 1718-р;
    — распоряжение Правительства РФ от 21.11.2005 N 1989-р.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    9. Судебная практика:
    — постановление Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 N 11453/11 по делу N А40-70941/08-131-554;
    — определение ВАС РФ от 26.09.2012 N ВАС-9727/12 по делу N А32-28115/2011;
    — постановление ФАС Уральского округа от 27.05.2009 N Ф09-3367/09-С5 по делу N А76-14023/2008-4-585/10.

    Консультации и комментарии юристов по ст 123.24 ГК РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 123.24 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Читайте так же:  Как правильно рассчитать пени по ставке рефинансирования

    Особенности автономной некоммерческой организации по ГК РФ

    Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Особенности автономной некоммерческой организации по ГК РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

    [3]

    Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

    При этом на основании пункта 8 статьи 123.24 Гражданского кодексаи пункта 1 статьи 1 Закона о некоммерческих организациях при определении порядка управления АНО (в частности органов управления) необходимо руководствоваться нормами статьи 29 Закона о некоммерческих организациях.

    Так, согласно пункту 1 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях высший орган управления АНО является коллегиальным. Пунктом 5 указанной статьи закона предусмотрено, что лица, являющиеся работниками АНО, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов ее коллегиального высшего органа управления.

    Автономная некоммерческая организация

    Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

    Регистрацию АНО в Санкт-Петербурге осуществляет ГУ Минюста РФ по СПб, в Ленобласти — Управление Минюста РФ по Ленинградской области.

    Порядок создания и дальнейшей деятельности АНО регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом «О некоммерческих организациях», а также Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    Цели создания — предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг.

    Однако вышеуказанные нормативные акты, исходя из п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса РФ в редакции указанного закона.

    На сайте собраны лучшие и новые бизнес идеи, примеры бизнес планов с видео, полные пошаговые руководства по открытию бизнеса с нуля, выбор старого и нового оборудования, ведение ИП, каталог франшиз от представителей, образцы шаблонов документов, бланков и форм за 2018-2019 год.

    Автономная имеет общие черты с учреждениями и фондами. Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений — субъектов права оперативного управления данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями.

    Автономная некоммерческая организация относится к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Ранее к таким организациям гражданское законодательство относило общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

    По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

    При этом учредители автономной некоммерческой, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам.

    В перечень НКО входит такая форма НКО, как автономная (далее — АНО). НКО считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

    В случае непредоставления в установленный срок компенсации доля или часть доли в уставном капитале общества, пропорциональные неоплаченной сумме (стоимости) компенсации, переходят к обществу. Такая доля или часть доли должна быть реализована обществом в порядке и в сроки, которые установлены статьей 24 настоящего Федерального закона.

    Цели создания – удовлетворение материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

    Вправе ли библиотека выступить учредителем ООО «Финист»? Если да, то требуется ли для этого согласие учредителя?

    Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

    В соответствии с учредительными документами муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечный центр» имело право осуществлять приносящую дохо­ды хозяйственную деятельность.

    Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

    Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    Статья 7.2. Государственная компания

    Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность АНО. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

    Звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам Вам неудобно звонить, оставляйте онлайн-заявку на сайте с именем и номером телефона. Мы перезвоним вам, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

    Размер и структура доходов АНО, размеры и состав имущества, расходы, численность персонала и оплата их труда, использование безвозмездного труда граждан в деятельности АНО не могут являться предметом коммерческой тайны.

    Важно учитывать, что некоммерческие организации не имеют права распределять полученную прибыль между участниками, а все полученные средства обязаны направлять на достижение заложенных в уставе целей (ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения

    Также согласно параграфу 6 «Некоммерческие корпоративные организации» главы 4 ГК РФ к корпоративным организациям относятся адвокатские палаты и адвокатские образования.

    Из анализа положений законодательства Российской Федерации, определяющих исключительную компетенцию учредителей АНО, как следствие возникает вопрос о порядке управления АНО.

    Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, формирования и использования имущества таких организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами МСУ.

    Имущество, переданное участником общества в пользование обществу для оплаты своей доли, в случае выхода или исключения такого участника из общества остается в пользовании общества в течение срока, на который данное имущество было передано, если иное не предусмотрено договором об учреждении общества. 4.

    Читайте так же:  Как проводится посмертная психолого-психиатрическая экспертиза в рф

    Глава 2. Формы некоммерческих организаций (ст. 6-12)

    Состоит из более полутора тысяч статей и разделён на четыре части. Имеет приоритет перед другими различными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права. Регулирует отдельные виды обязательств, устанавливая права и обязанности сторон в тех или иных гражданско-правовых договорах. Провозглашает общие начала гражданского законодательства.

    Регистрирующий орган не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения документов вносит сведения о государственной регистрации некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Участниками такого объединения не могут выступать граждане или государство, объединяться в ассоциацию или союз могут либо коммерческие, либо некоммерческие организации, но не те и другие вместе.

    Автономные некоммерческие организации — правовые вопросы деятельности

    Особенности порядка создания и деятельности автономных некоммерческих организаций (далее — АНО) определяются положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), в частности, положениями статей 123.24 – 123.25.

    В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.

    Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
    Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

    Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

    Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации.

    Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде. Пунктом 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса предусмотрено два случая изменения состава учредителей АНО: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей АНО новых лиц по единогласному решению учредителей организации, то есть принятому всеми действующими учредителями.

    АНО – платные услуги на льготных условиях

    В начале 90-х годов, после декларативного объявления о вступлении России в рыночную экономику на территории страны стали массово создаваться коммерческие структуры, нацеленные на получение прибыли. Что такое автономная некоммерческая организация, для которой прибыль не является самоцелью?

    Для кого прибыль – не главное

    Автономные некоммерческие организации (АНО) – сравнительно новый вид формы собственности. Они появились в 1996 г. после принятия Государственной Думой закона о некоммерческих организациях. Потребительские кооперативы, общественные движения, ассоциации, товарищества собственников жилья, различные фонды, казачьи общества и прочие структуры, относящиеся к некоммерческим, существовали и до 1996 года.

    АНО пополнили этот список и сейчас в ГК РФ редакции 2018 г. выделены отдельной строкой. Характерные особенности:

    • отсутствие членства;
    • создателями структуры могут быть рядовые граждане (допускается и один учредитель) и юридические лица, объединившиеся на основе имущественных вкладов, сделанных на добровольных началах;
    • сфера деятельности объединений — оказание услуг в области образования, культуры, искусства здравоохранения, развития физической культуры и спорта, по вопросам правовой поддержки. В их арсенале создание частных детских садов, учебных и оздоровительных учреждений, творческих кружков и спортивных секций.

    Льготное налогообложение для некоммерческих структур способствует обеспечению доступных цен на качественные услуги, предоставляемые этими объединениями;

    • в отличии от благотворительных фондов, оказывающих помощь нуждающимся в данный момент, создаваемые организации предлагают услуги (бесплатные или с серьезными скидками) на длительный срок. Например, такая форма применима для платных образовательных учреждений;
    • основатели АНО не планируют получения прибыли от деятельности, созданной ими фирмы. Ее образование, как и выплата дивидендов, не предусматривается. Разрешена и предусмотрена предпринимательская деятельность.

    Виды деятельности должны быть четко, в соответствии с ОКВЭД, сформулированы и записаны в Уставе. Закон подразумевает, что доходы от нее должны направляться для решения главной уставной цели. Отступление от этих норм и нарушения видов предпринимательства может привести к проблемам, связанным со льготным налогообложением.

    Регистрация и учредительные документы

    Правила регистрации автономной некоммерческой организации не отличаются от практики создании обычного юридического лица. Для проведения этой процедуры в уполномоченные государственные органы передается пакет необходимых документов. Далее — по известному сценарию. Список документов:

    • заявление о намерении создать новую некоммерческую компанию;
    • копии документов, удостоверяющих личности физических, или статус юридических лиц, намеревающихся стать учредителями;
    • перечень видов экономической деятельности создаваемой структуры;
    • сведения о юридическом адресе;
    • квитанция об уплате пошлины.

    ФЗ-7 о некоммерческих организациях уделяет большое внимание Уставу, оставляя за ним право разрабатывать основы управления компаниями и требовать их применения в дальнейшей деятельности. Уставом могут предусматриваться не предусмотренные законом органы управления, их полномочия и сроки исполнения. В нем также изложены наиболее важные положения и правила:

    • принципы, цели и задачи деятельности создаваемой структуры, система управления, порядок ее формирования и сроки прекращения полномочий, права и обязанности подразделений АНО;
    • участие создателей фирмы в ее работе, порядок контроля и отчетности, материальные отношения внутри компании, правила приема и выхода учредителей;
    • подтверждение взаимоотношений между АНО и ее основателями, базирующихся на положениях закона Ф-7. Имущество, переданное некоммерческой структуре учредителем, является ее собственностью, учредители не могут претендовать на него. Не имеют они и преференций при пользовании услугами АНО. Учредители не несут ответственности за созданную организацию, а она не отвечает по обязательствам своих основателей.

    Надзор за деятельностью АНО

    Для контроля за деятельностью компании закон предоставляет учредителям большие полномочия. На практике это осуществляется в следующем порядке:

    • учредителем АНО может быть РФ, ее субъект или муниципальное образование. В таком случае надзор осуществляет представитель этого государственного органа;
    • для управления организацией и контроля за текущей работой создается высший руководящий (обязательно коллегиальный, не менее 2-х человек) и исполнительный органы;
    • реализация прав и обязанностей учредителей по надзору осуществляется одним из способов: самостоятельно ежемесячно или ежеквартально, с помощью специально созданной ревизионной комиссии или приглашением стороннего аудитора.
    Читайте так же:  Финансовые инструменты для бизнеса

    Ликвидация

    Временные рамки деятельности АОН не предусмотрены. Ее закрытие или ликвидация может произойти по желанию основателей либо по инициативе управления Минюста. Последнее происходит по решению суда, в случае, если организация не осуществляет деятельность, предусмотренную Уставом.

    Алгоритм действий при ликвидации предприятия в обоих случаях практически одинаковый. При добровольной ликвидации руководство АНО должно сообщить об этом в управление минюста, налоговые органы, фонды, пенсионный и социального страхования. Во втором случае информирование госструктур – прерогатива судебных органов.

    Дальнейшие шаги ликвидируемой структуры:

    • создание ликвидационной комиссии, определение сроков и порядка проведения процедуры;
    • размещение в средствах массовой информации объявления о закрытии подразделений АНО;
    • подготовка промежуточного балансового отчета;
    • закрытие вопросов с кредиторами, выплата всех задолженностей.

    Затем выделяется два месяца на подготовку ликвидационной документации. Пакет документов передается в государственные органы, уполномоченные заниматься вопросами закрытия автономных некоммерческих организаций. Список документов:

    • заявление о государственной регистрации АНО;
    • выписка из протокола общего собрания учредителей с решением о ликвидации организации;
    • квитанция, подтверждающую оплату пошлины;
    • подготовленный промежуточный балансовый отчет;
    • копии документов учредителей;
    • документ, подтверждающий уничтожение печати;
    • справки из СМИ, публиковавшие сообщения о ликвидации компании.

    Все материальные ценности, оставшиеся после ликвидации АНО, должны быть реализованы, а вырученные средства переданы на развитие той сферы деятельности, которая фигурировала в Уставе. Учредители на получение доли рассчитывать не могут.

    Дать однозначную оценку автономной некоммерческой организации как юридическому лицу непросто. Слишком много особенностей по сравнению с обычным ООО. Поэтому, с одной стороны, это благо для развития некоторых сфер жизни общества. А с другой — возможность «проявить» свои таланты для не очень чистоплотных людей.

    Статья 123.25 ГК РФ. Управление автономной некоммерческой организацией

    Полный текст ст. 123.25 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 123.25 ГК РФ.

    1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

    2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

    3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

    Комментарий к статье 123.25 ГК РФ

    1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет исключительное право учредителей на осуществление управления автономной некоммерческой организации в порядке, установленном уставом. Вместе с тем необходимо отметить, что устав любого объединения и некоммерческой организации в частности, не может содержать положений, противоречащих Конституции РФ и законодательству РФ, иначе при осуществлении государственной регистрации указанного объединения в качестве юридического лица ему будет отказано. Таким образом, полагаем, что более корректной формулировкой положений п.1 комментируемой статьи было бы наличие ссылки не только на устав, но и на положения закона.

    2. Пункты 2, 3 комментируемой статьи определяют полномочия учредителя в отношении формируемых в автономной некоммерческой организации органов управления. Так, учредителями может быть сформирован постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации. Также в полномочия учредителей входит назначение единоличного исполнительного органа автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). При этом в его роли может выступать один из ее учредителей-граждан. Исполнительный орган обычно осуществляет повседневную организационно-распорядительную деятельность в период между заседаниями коллегиального органа управления.

    В соответствии с п.3 ст. 10 ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители также вправе осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

    В данной ситуации, с учетом закрепления ГК РФ исключительного права учредителей осуществлять управление деятельностью автономной некоммерческой организации, весьма важно выделить существенные признаки надзора. Сущность надзора заключается в обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также в их предупреждении. Содержание надзора составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законов в целях обеспечения верховенства закона и единства законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Это деятельность, основанная на принципах публичности, гласности, законности, независимости и др., имеющая свои функции и специфические признаки (особый субъектный состав; урегулированность процессуальными нормами; всегда государственная и властная и т.д.).

    Следовательно, надзор — это все-таки деятельность государственных, властных органов. В связи с этим представляется, что нормы о совмещении функций учредителей в части управления автономной некоммерческой организации и надзора за ее деятельностью нуждаются в дальнейшей правовой корректировке.

    3. Применимое законодательство:
    — ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
    — ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
    — постановление Правительства РФ от 27.01.2012 N 33;
    — распоряжение Правительства РФ от 01.10.2011 N 1718-р;
    — распоряжение Правительства РФ от 21.11.2005 N 1989-р.

    Консультации и комментарии юристов по ст 123.25 ГК РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 123.25 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Автономная некоммерческая организация

    Фонд.

    Фонд является некоммерческой организацией, учреждаемой гражданами и (или) юридическими лицами на основе их добровольных имущественных взносов и преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК, п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).

    Читайте так же:  Как можно узнать инвентаризационную стоимость квартиры

    Правовое положение фондов в целом определяется ГК и Законом о некоммерческих организациях. Особенности правового положения и деятельности отдельных видов фондов предусмотрены специальными законами, например Законом об общественных объединениях, — если это общественный фонд, Законом о благотворительной деятельности — при создании благотворительного фонда.

    Фонды как некоммерческие организации следует отличать от государственных органов, являющихся по своей организационно-правовой форме государственными учреждениями, в названиях которых используется термин «фонд» (например, Специализированное государственное учреждение «Российский фонд федерального имущества», Пенсионный фонд РФ).

    Закон не ограничивает численность учредителей фонда; он может быть создан и одним лицом. Определенные ограничения устанавливаются в отношении субъектного состава учредителей, в который не могут входить, в частности, государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 19 Закона об общественных объединениях, ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).

    В отличие от многих видов некоммерческих организаций фонд не имеет членства. Его учредители не управляют деятельностью фонда и не участвуют в такой деятельности.

    Для надзора за деятельностью фонда из числа учредителей и иных лиц создается попечительский совет, являющийся одним из органов фонда. Он действует на общественных началах. В фонде могут образовываться исполнительные органы: коллегиальный и единоличный, которые назначаются либо утверждаются учредителями фонда или попечительским советом. Сведения об органах фонда должны быть указаны в его уставе.

    Учредители фонда не сохраняют право собственности на переданное ему имущество (в виде взносов, пожертвований и др.); это имущество становится собственностью фонда. Фонды не отвечают по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам фонда и не имеют права требовать возврата переданного фонду имущества в случае его ликвидации. Поэтому в уставе фонда должна быть определена судьба его имущества в случае ликвидации.

    Устав является единственным учредительным документом фонда. Для гарантии того, что цели, ради которых учредители фонда создали его и внесли свое имущество, не будут изменены органами фонда без ведома учредителей, законом установлен особый порядок изменения устава. Органы фонда могут изменить его устав только в случае, если в самом уставе предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. В уставе может быть предусмотрен иной порядок его изменения. Если такая возможность в уставе вообще не предусмотрена, он может быть изменен только в судебном порядке.

    Фонды обладают правом создания хозяйственных обществ и участия в них, а также правом осуществления иных видов предпринимательской деятельности для достижения уставных общественно полезных целей. При этом фонды могут быть ограничены в праве осуществлять определенные виды деятельности и использовать свое имущество в определенных целях.

    Например, благотворительные фонды не могут участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (пп. 4, 5 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).

    Информация о деятельности фонда должна быть доступна общественности, поэтому на фонд возложена обязанность ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества.

    Реорганизация фонда возможна по решению его учредителей, попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. При этом преобразование фонда в иной вид юридических лиц не допускается. В добровольном порядке фонд ликвидирован быть не может. Фонд может быть ликвидирован по решению суда по основаниям и в порядке, определенным законодательством о несостоятельности (банкротстве), либо если цели фонда не могут быть достигнуты, либо при уклонении фонда от его уставных целей, а также в иных установленных законом случаях.

    Автономной некоммерческой организацией признается организация, не имеющая членства, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (прежде всего, некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

    Автономные некоммерческие организации могут действовать в тех же сферах, что и учреждения (здравоохранение, культура, образование, наука, физическая культура и спорт и др.). Однако, в отличие от учреждений, такие организации не создаются на основе публичной собственности и являются собственниками имущества, переданного им учредителями.

    Число учредителей автономной некоммерческой организации закон не ограничивает, т.е. ее вправе создать и одно лицо.

    Учредителями могут быть как физические, так и юридические лица. Учредители автономной некоммерческой организации не имеют прав в отношении имущества организации и не отвечают по ее обязательствам. При этом они обязаны осуществлять надзор за соответствием ее деятельности уставным целям в порядке, определенном в учредительных документах. Они вправе пользоваться услугами, предоставляемыми организацией, наравне с другими лицами.

    Учредительными документами автономной некоммерческой организации являются устав, а также учредительный договор, если он заключен (что, как и в некоммерческих партнерствах, необязательно). В уставе определяются предмет и цели деятельности организации, источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ликвидации организации.

    Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган, в который, помимо учредителей, включаются и наемные работники этой организации, однако их количество не может превышать одну треть от общего числа членов данного органа. Кроме того, в организации образуется единоличный исполнительный орган, который вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции высшего органа. В уставе может быть предусмотрено и создание коллегиального исполнительного органа.

    По решению высшего органа автономной некоммерческой организации она может быть преобразована в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Особенности автономной некоммерческой организации по гк рф
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here